Правовое положение госучреждений
Решение может применяться в казенных, бюджетных и автономных учреждениях.
Согласно п. 1 ст. 123.22 ГК РФ государственное или муниципальное учреждение может быть автономным, бюджетным или казенным. Изменение типа государственного или муниципального учреждения не является его реорганизацией (п. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", далее - Закон N 7-ФЗ). Методические рекомендации по определению критериев изменения типа государственных учреждений субъектов РФ и муниципальных учреждений с учетом сферы их деятельности утверждены распоряжением Правительства РФ от 07.09.2010 N 1505-р.
Государственными, муниципальными учреждениями признаются учреждения, созданные Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием (п. 1 ст. 9.1 Закона N 7-ФЗ; ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", далее - Закон N 174-ФЗ).
Учредителем государственного (муниципального) учреждения является соответствующее публично-правовое образование (п. 2 ст. 15 Закона N 7-ФЗ, ч. 1 ст. 6 Закона N 174-ФЗ).
Учредителями одного государственного (муниципального) учреждения не могут быть несколько публично-правовых образований (ч. 2 ст. 6 Закона N 174-ФЗ, письмо Минфина России от 11.04.2012 N 12-08-06/1616). Кроме того, в соответствии с гражданским законодательством учредителями государственных (муниципальных) учреждений не вправе выступать юридические лица всех организационно-правовых форм и форм собственности.
Положениями ст. 68 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрена возможность учреждения межмуниципальных организаций, однако эти организации могут быть созданы исключительно в форме:
- акционерных обществ;
- обществ с ограниченной ответственностью.
Согласно п. 3 ст. 9.1 Закона N 7-ФЗ и ч. 3 ст. 6 Закона N 174-ФЗ функции и полномочия учредителя в отношении государственного (муниципального) учреждения, если иное не установлено действующим законодательством, осуществляются соответственно:
- уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
- органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
- органом местного самоуправления.
В частности, Порядок создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений утвержден постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 N 539. При этом Положения об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя утверждены:
- постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 N 537 (в отношении федеральных бюджетных и казенных учреждений);
- постановлением Правительства РФ от 10.10.2007 N 662 (в отношении федеральных автономных учреждений).
Функции и полномочия учредителя государственного (муниципального) учреждения могут быть распределены между несколькими органами государственной власти (местного самоуправления) одного публично-правового образования.
Основной деятельностью государственного (муниципального) учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых учреждение создано (п. 1 ст. 24 Закона N 7-ФЗ; ч. 1 ст. 4 Закона N 174-ФЗ). Государственные (муниципальные) учреждения могут осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в их учредительных документах (п. 3 ст. 161 БК РФ, п. 2 ст. 24 Закона N 7-ФЗ, ч. 7 ст. 4 Закона N 174-ФЗ).
В соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными учредительными документами государственного (муниципального) учреждения, формируется государственное (муниципальное) задание.
Согласно п. 3 ст. 69.2 БК РФ государственные (муниципальные) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) государственными (муниципальными) учреждениями всех типов формируются в порядке, установленном соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией муниципального образования. Так, например, порядок формирования государственного задания для федеральных учреждений утвержден постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 N 640.
В письме Минфина России от 05.08.2016 N 19-03-05/3/46076 разъяснено, что в целях обеспечения оказания государственных услуг (выполнения работ), установленных в госзадании, учреждение вправе осуществлять закупки товаров, работ и услуг у физических и юридических лиц. Однако услуги (работы), установленные в госзадании, оказываются (выполняются) учреждением, а не иными юридическими лицами.
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется:
- в отношении казенных учреждений - в соответствии с показателями бюджетной сметы (п. 2 ст. 161 БК РФ);
- в отношении бюджетных и автономных учреждений - в виде субсидий (п. 6 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ; ч. 3 ст. 4 Закона N 174-ФЗ).
Автономные, бюджетные и казенные учреждения ежегодно (по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным) составляют Отчет о результатах деятельности.
Общие требования к порядку составления и утверждения Отчета о результатах деятельности государственного (муниципального) учреждения и об использовании закрепленного за ним государственного (муниципального) имущества утверждены приказом Минфина России от 30.09.2010 N 114н. Отчет автономных учреждений составляется, в том числе с учетом требований, установленных Правилами опубликования отчетов о деятельности автономного учреждения и об использовании закрепленного за ним имущества, утвержденными постановлением Правительства РФ от 18.10.2007 N 684.
Осуществляя свою деятельность казенные, бюджетные и автономные учреждения обеспечивают открытость и доступность сведений, перечень которых приведен в п. 3.3 ст. 32 Закона N 7-ФЗ и ч. 13 ст. 2 Закона N 174-ФЗ, путем размещения соответствующей информации в сети Интернет (с учетом требований законодательства о защите государственной тайны) (п. 3.4 ст. 32 Закона N 7-ФЗ; ч. 14 ст. 2 Закона N 174-ФЗ). Порядок предоставления информации государственным (муниципальным) учреждением, ее размещения на официальном сайте в сети Интернет (www.bus.gov.ru) и ведения указанного сайта установлен приказом Минфина России от 21.07.2011 N 86н. Информация представляется в соответствии с Требованиями к порядку формирования структурированной информации о государственном (муниципальном) учреждении, информации, указанной в абзаце первом пункта 15.1 Порядка предоставления информации государственным (муниципальным) учреждением, ее размещения на официальном сайте в сети Интернет и ведения указанного сайта, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21.07.2011 г. N 86н (утв. Федеральным казначейством 26 декабря 2016 г.)
Кроме того, ст. 241.2 БК РФ предусмотрено создание единого портала бюджетной системы РФ в сети Интернет (www.budget.gov.ru), позволяющего обеспечить доступ к информации об организации бюджетного процесса, плановых и фактических результатах осуществления публично-правовыми образованиями бюджетных полномочий. Согласно ст. 165 БК РФ состав и порядок размещения информации на данном портале, порядок его создания и ведения определяет Минфин России (см. Порядок, утвержденный приказом Минфина России от 27.12.2013 N 141н). Создание и ведение единого портала осуществляет Федеральное казначейство (ст. 166.1 БК РФ).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Госсектор: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб организаций государственного сектора
Материал приводится по состоянию на декабрь 2017 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Авторский коллектив:
С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор
Е. Янчарин, заместитель начальника Управления организации капитального строительства ДТ МВД России
В. Пименов, руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова
А. Семенюк, государственный советник РФ 3 класса
А. Шершнева, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
О. Левина, советник государственной гражданской службы 1 класса
О. Монако, аудитор
А. Кузьмина, кандидат юридических наук
Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях госсектора
А. Суховерхова, ведущий эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
В. Сульдяйкина, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"
и др.
Перечень сокращений:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Указания N 65н - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденная приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности