Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары

Энциклопедия решений. Особенности правового положения бюджетных и автономных учреждений

Особенности правового положения бюджетных (автономных) учреждений

Бюджетные и автономные учреждения являются некоммерческими организациями, созданными для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (местного самоуправления) в сферах, перечисленных в п. 1 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ) и ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Закон N 174-ФЗ).


В соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными учредительными документами бюджетного (автономного) учреждения, формируется государственное (муниципальное) задание, от выполнения которого учреждение не вправе отказаться (п. 3 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ; ч.ч. 2, 2.1 ст. 4 Закона N 174-ФЗ). Государственные (муниципальные) услуги (работы), установленные в госзадании, оказываются (выполняются) учреждением, а не иными юридическими лицами (см. письмо Минфина России от 05.08.2016 N 19-03-05/3/46076). Бюджетные (автономные) учреждения также могут оказывать услуги (выполнять работы) в соответствии с обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию.

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется путем предоставления бюджетным и автономным учреждениям субсидий в соответствии с абзацем первым п. 1 ст. 78.1 БК РФ (п. 6 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ; ч. 3 ст. 4 Закона N 174-ФЗ). Учреждения самостоятельно определяют направления расходования средств таких субсидий, неся при этом ответственность за своевременное и полное исполнение задания учредителя.

Кроме того, из соответствующего бюджета бюджетному (автономному) учреждению могут выделяться:

- субсидии на иные цели (абзац второй п. 1 ст. 78.1 БК РФ);

- субсидии на осуществление капвложений (ст. 78.2 БК РФ).

Внимание

Согласно ст. 69.1 БК РФ бюджетные ассигнования на предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям относятся к ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), однако это не означает, что такие учреждения являются получателями бюджетных средств (смотрите ст. 6 БК РФ).

Помимо деятельности по выполнению государственного (муниципального) задания бюджетные и автономные учреждения могут осуществлять приносящую доход деятельность (в рамках основных видов деятельности) и иную деятельность, но лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в их учредительных документах (п. п. 2, 3 ст. 298 ГК РФ; п. 4 ст. 9.2, п. 2 ст. 24 Закона N 7-ФЗ; ч. 6, ч. 7 ст. 4 Закона N 174-ФЗ). Доходы от приносящей доход деятельности поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и используются им для достижения целей, ради которых оно создано, если иное не предусмотрено законодательством (п. п. 2, 3 ст. 298 ГК РФ; ч. 8 ст. 2 Закона N 174-ФЗ).

В то же время для бюджетных учреждений предусмотрены дополнительные ограничения - согласно п. 14 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ такие учреждения не вправе (если иное не предусмотрено федеральными законами):

- размещать денежные средства на депозитах в кредитных организациях;

- совершать сделки с ценными бумагами.


Сведения о всех перечисленных выше источниках финансового обеспечения деятельности бюджетного (автономного) учреждения и соответствующих расходах отражаются в Плане финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения (пп. 6 п. 3.3 ст. 32 Закона N 7-ФЗ; п. 7 ч. 13 ст. 2 Закона N 174-ФЗ). Требования к Плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения утверждены приказом Минфина России от 28.07.2010 N 81н.


По общему правилу бюджетные и автономные учреждения осуществляют операции с денежными средствами через лицевые счета, открытые в органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов РФ, муниципальных образований (п. 8 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ, ч. 3 ст. 2 Закона N 174-ФЗ). Именно эти органы определяют порядок открытия и ведения соответствующих лицевых счетов (смотрите, например, Порядок, утвержденный приказом Федерального казначейства от 17.10.2016 N 21н). На отдельных лицевых счетах в соответствии с действующим законодательством учитываются средства субсидий на иные цели, субсидий на осуществление капвложений, а также средства по обязательному медицинскому страхованию.

Внимание

В отличие от бюджетных учреждений, автономные учреждения согласно ч.ч. 3, 3.7 ст. 2 Закона N 174-ФЗ вправе открывать счет (счета) в кредитных организациях для осуществления операций со средствами субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, субсидий на иные цели, а также со средствами от приносящей доход деятельности и поступающими во временное распоряжение.

Бюджетные (автономные) учреждения заключают договоры в целях удовлетворения потребностей в товарах, работах, услугах от своего имени (п. 1 ст. 3 Закона N 7-ФЗ, ч. 2 ст. 2 Закона N 174-ФЗ). При этом бюджетные учреждения при заключении таких договоров по общему правилу обязаны руководствоваться положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (далее - Закон 44-ФЗ). Автономные же учреждения при осуществлении закупок руководствуются Положением о закупках, утвержденным наблюдательным советом учреждения и размещенным на соответствующем официальном сайте согласно требованиям Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ, если иное не вытекает из требований данного закона и Закона N 44-ФЗ (подробнее см. письма Минфина России от 29.12.2014 N 02-02-08/68298, от 29.12.2014 N 02-02-04/68092, от 13.08.2014 N 02-02-04/40572).


Заключение бюджетным (автономным) учреждением крупной сделки, признаваемой таковой в соответствии с положениями п. 13 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ и ст. 14 Закона N 174-ФЗ, должно быть предварительно:

- согласовано с учредителем (для бюджетного учреждения);

- одобрено наблюдательным советом (для автономного учреждения).

Специалисты финансового ведомства указывают на то, что План финансово-хозяйственной деятельности не может являться документом, подтверждающим предварительное согласование (одобрение) крупной сделки (см., например, письмо Минфина России от 29.01.2013 N 02-13-06/296). Порядок расчета стоимости активов при определении минимальной величины крупной сделки приведен в письме Минфина России от 11.07.2012 N 02-06-07/2679 (см. также письма Минфина России от 14.05.2015 N 02-07-07/27504, от 25.03.2016 N 02-07-10/17076).

Руководитель учреждения несет перед учреждением ответственность в размере убытков, причиненных учреждению в результате совершения крупной сделки с нарушением вышеуказанных требований, независимо от того, была ли эта сделка признана недействительной (п. 13 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ, ч. 3 ст. 15 Закона N 174-ФЗ).

Для бюджетных учреждений предусмотрен дополнительный механизм, позволяющий снизить риски необоснованного роста кредиторской задолженности, - в соответствии с ч. 27 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ учредитель при заключении трудового договора с руководителем бюджетного учреждения обязан предусматривать в нем условие о расторжении трудового договора при наличии у учреждения просроченной кредиторской задолженности, превышающей предельно допустимые значения.


Имущество, закрепленное за бюджетными (автономными) учреждениями собственниками, а также имущество, приобретаемое такими учреждениями, поступает в их оперативное управление (п. 1 ст. 123.21, п. 1 ст. 296 ГК РФ; п. 9 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ; ч. 1 ст. 3 Закона N 174-ФЗ). При этом действующее законодательство позволяет бюджетным (автономным) учреждениям самостоятельно (без согласования с собственником) распоряжаться и отвечать по своим обязательствам частью имущества, принадлежащего им на праве оперативного управления (см. п.п. 5, 6 ст. 123.22, п. п. 2, 3 ст. 298 ГК РФ).

Внимание

Собственник имущества бюджетного (автономного) учреждения не несет ответственность по обязательствам таких учреждений за исключением обязательств, связанных с причинением вреда гражданам (п.п. 5, 6 ст. 123.22 ГК РФ). В то же время в рамках своих полномочий учредители могут принимать решения о предоставлении бюджетным (автономным) учреждениям целевых субсидий в целях погашения кредиторской задолженности или же разрешать реализацию части имущества с условием направления полученных средств на погашение задолженности.


Тема

Правовое положение госучреждений


См. также

Сравнительный анализ правового положения различных типов госучреждений

План финансово-хозяйственной деятельности бюджетного (автономного) учреждения

Порядок осуществления бюджетными (автономными) учреждениями операций с денежными средствами

Операции по реализации бюджетными (автономными) учреждениями имущества

Получение и выдача кредитов (займов) госучреждениями

Ограничение размера авансовых платежей по договору (контракту) для бюджетных (автономных) учреждений

Публичные нормативные обязательства, исполняемые бюджетными (автономными) учреждениями

Осуществление бюджетным (автономным) учреждением расходов, которые прямо не учитывались при определении размера субсидии на выполнение госзадания

Крупные сделки госучреждений

Передача в аренду имущества бюджетным учреждением

Передача в аренду имущества автономным учреждением

Безвозмездное получение госучреждением работ (услуг)

Бюджетные учреждения в контрактной системе. Закупки по Закону N 44-ФЗ для собственных нужд

Автономные учреждения в контрактной системе. Закупки для собственных нужд

Бюджетные и автономные учреждения, унитарные предприятия в контрактной системе. Закупки от лица государственных, муниципальных заказчиков

Практические ситуации

Построить список

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Информационный блок "Госсектор: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы


Материал приводится по состоянию на май 2021 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений


Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.

Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.


Перечень сокращений, используемых в Энциклопедии решений и других аналитических материалах:

Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"

Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н

Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н

Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н

Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н

Указания N 65н - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н

Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н

Порядок N 85н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 06.06.2019 N 85н

Порядок N 132н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 08.06.2018 N 132н

Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"

Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н

Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н

КБК - коды бюджетной классификации

КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления

КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)

План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности

ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств

ПБС - получатель бюджетных средств

Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения


АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:

С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России

А. Семенюк, заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России), государственный советник РФ 3 класса

В. Пименов, руководитель объединенной редакции "Бюджетная сфера" и Департамента бюджетной методологии компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова

Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор

А. Кулаков, начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер

Г. Панкратова, главный бухгалтер медицинского учреждения, с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края

Е. Янчарин, эксперт по внутреннему финансовому контролю, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России

Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы

Cотрудники объединенной редакции "Бюджетная сфера" компании "Гарант":

А. Шершнева, заместитель руководителя редакции, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса, методолог

Т. Разрезова, шеф-редактор, государственный советник 1 класса, методолог

Н. Андреева, редактор-эксперт, профессиональный бухгалтер, член ИПБ России

О. Левина, редактор-эксперт, советник государственной гражданской службы 1 класса

В. Сульдяйкина, редактор-эксперт, методолог

А. Киреева, редактор-эксперт

И. Сапетина, редактор-эксперт

Ю. Волгина, редактор-эксперт

Т. Дурнова, редактор-эксперт

О. Монако, редактор-эксперт по вопросам налогообложения, аудитор

А. Кузьмина, редактор-эксперт по юридическим вопросам, кандидат юридических наук

Н. Верхова, редактор-эксперт по юридическим вопросам

Сотрудники Департамента бюджетной методологии службы Правового консалтинга ГАРАНТ:

А. Суховерхова, заместитель руководителя департамента, член Союза развития государственных финансов

Ю. Железнева, консультант-эксперт, профессиональный бухгалтер

Н. Старовойтова, консультант-эксперт

Г. Гурашвили, консультант-эксперт

О. Емельянова, консультант-эксперт

Т. Толмачева, консультант-эксперт

Р. Гурашвили, консультант-эксперт

К. Панина, консультант-эксперт

Е. Шубенкина, консультант-эксперт

Р. Ибатуллина, консультант-эксперт

Е. Старовойтова, консультант-эксперт

Э. Чевардина, консультант-эксперт