Вложения в материальные запасы (для госсектора)
Материал могут применять казенные, бюджетные и автономные учреждения, органы государственной власти (местного самоуправления) и другие организации госсектора
Материальные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической стоимости (п.п. 23, 100 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, далее - Инструкция N 157н).
Формирование фактической стоимости материальных запасов осуществляется на следующих аналитических счетах счета 106 04 "Вложения в материальные запасы":
- 0 106 24 000 "Вложения в материальные запасы - особо ценное движимое имущество учреждения" (применяется только автономными и бюджетными учреждениями);
- 0 106 34 000 "Вложения в материальные запасы - иное движимое имущество учреждения";
- 0 106 44 000 "Вложения в материальные запасы - предметы лизинга".
На счет 105 00 "Материальные запасы" суммы, накопленные на счете 106 04 "Вложения в материальные запасы", переносятся только после формирования фактической стоимости материальных запасов. Фактическая стоимость материальных запасов, по которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, если иное не установлено действующим законодательством (п. 107 Инструкции N 157н).
Если помимо суммы, уплачиваемой в соответствии с договором поставщику (продавцу), учреждение не будет осуществлять никаких других затрат, непосредственно связанных с приобретением материальных запасов, поступление имущества сразу может отражаться по дебету счета 105 00 "Материальные запасы".
Перечни расходов, которые учитываются при формировании фактической стоимости материальных запасов, являются "открытыми" (п. 102 Инструкции N 157н). Суммы НДС, предъявленные госучреждению поставщиками (подрядчиками), могут учитываться по дебету счета 106 04 "Вложения в материальные запасы" только в том случае, если на основании конкретной нормы НК РФ, операции, в рамках которых будет использоваться объект, освобождены от обложения НДС.
Не включается в фактическую стоимость материальных запасов сумма общехозяйственных и иных аналогичных расходов, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением (изготовлением) материальных запасов.
Остановимся подробнее на затратах, которые могут учитываться при формировании фактической стоимости материальных запасов в различных ситуациях:
Основания поступления имущества | Затраты (суммы), формирующие фактическую стоимость | |
Приобретение за плату | Суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу); Суммы, уплачиваемые за заготовку и доставку материальных запасов до места их использования, включая страхование доставки | Суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением (изготовлением) имущества Сборы, пошлины и другие аналогичные платежи, произведенные в связи с приобретением (изготовлением) имущества Суммы вознаграждений, уплачиваемых посредническим организациям Суммы, уплачиваемые за доведение материальных запасов до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях: - подработка; - сортировка; - фасовка; - улучшение технических характеристик полученных запасов, не связанных с их использованием. Иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, изготовлением имущества |
Изготовление силами учреждения | Суммы любых фактических затрат, связанных с изготовлением материальных запасов, например: - амортизация, начисленная по объектам, используемым при изготовлении материальных запасов; - налоговые платежи; - оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда; - стоимость услуг (работ), оказываемых (выполняемых) сторонними организациями | |
Получение по договору мены | Стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче учреждением в целях исполнения обязательств по договору, которая определяется исходя из: 1) цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно учреждение определяет стоимость аналогичных ценностей; 2) стоимости, по которой в сравнимых обстоятельствах приобретаются аналогичные нефинансовые активы (при невозможности применить п. 1) | |
Получение по договору дарения | Текущая оценочная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету Стоимость услуг, связанных с доставкой объектов и их приведением в состояние, пригодное для использования | |
Поступление в результате разборки, утилизации (ликвидации), основных средств или иного имущества | ||
Поступление по договору лизинга (сублизинга) | Сумма расходов лизингодателя на его приобретение, сооружение, доставку, изготовление и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов |
Затраты по заготовке и доставке материальных запасов до центральных (производственных) складов (баз) и (или) грузополучателей, включая страхование доставки, могут относиться в составе расходов на финансовый результат текущего финансового года, то есть списываться в дебет счета 0 401 20 000 "Расходы текущего финансового года" (п. 103 Инструкции N 157н). Подобный порядок учета затрат может предусматриваться учетной политикой госучреждений, осуществляющих:
- централизованные закупки материальных запасов;
- торговую (производственную) деятельность.
Суммы, накопленные на счете 106 04 "Вложения в материальные запасы", в установленном порядке могут списываться:
- в дебет счета 105 00 "Материальные запасы" (при принятии имущества в состав материальных запасов после формирования его фактической стоимости);
- в дебет счета 401 00 "Финансовый результат экономического субъекта", 304 04 "Внутриведомственные расчеты" (при передаче имущества до формирования его первоначальной стоимости);
- в дебет счета 401 00 "Финансовый результат экономического субъекта" (при списании имущества до формирования его первоначальной стоимости).
Применяемая в настоящее время методология бухгалтерского учета предполагает, что при отражении операций по принятию к учету материальных запасов по кредиту счета 0 106 00 000 в 24 - 26 разрядах учреждения должен использовать код КОСГУ 340. Соответственно, код КОСГУ 440 при формировании данного счета используется только в том случае, когда осуществляется списание или передача вложений в материальные запасы.
Темы
Вложения в нефинансовые активы. Счет 106 00 (для госсектора)
Материальные запасы. Счет 105 00 (для госсектора)
См. также
Первоначальная (фактическая), балансовая стоимость нефинансовых активов (для госсектора)
Распределение расходов на заготовку и доставку материальных запасов (для госсектора)
Вложения в нефинансовые активы, стоимость которых выражена в иностранной валюте (для госсектора)
Практические ситуации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.,
Верхова Н.А., Евсюкова В.А., Казакова Е.С., Якунин Д.А.