Подстатья 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ
В соответствии с Указаниями, утвержденными приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н (далее - Указания N 65н), на подстатью 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ относятся расходы, связанные с содержанием (обслуживанием, ремонтом) нефинансовых активов:
- полученных в аренду;
- полученных в безвозмездное пользование;
- находящихся на праве оперативного управления;
- находящихся в государственной казне РФ, субъекта РФ, казне муниципального образования.
При этом под содержанием нефинансовых активов подразумевается комплекс или отдельные виды работ, услуг, осуществляемых с целью поддержания и (или) восстановления функциональных, пользовательских характеристик объекта.
С применением подстатьи КОСГУ 225 отражаются следующие группы расходов:
1) содержание нефинансовых активов (в том числе содержание в чистоте помещений, зданий, дворов);
2) ремонт (текущий и капитальный) и реставрацию нефинансовых активов;
3) противопожарные мероприятия, связанные с содержанием имущества;
4) пусконаладочные работы "под нагрузкой";
5) расходы на оплату работ (услуг), осуществляемые в целях соблюдения нормативных предписаний по эксплуатации (содержанию) имущества, а также в целях определения его технического состояния.
На подстатью КОСГУ 225 в увязке с видом расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд" относятся обязательные платежи и (или) взносы собственников помещений многоквартирного дома управляющей организации в целях оплаты ею работ, услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома (письма Минфина России от 15.07.2016 N 02-05-11/41800, от 18.06.2015 N 14-01-07/35436, от 27.06.2014 N 02-05-11/31346, от 30.11.2016 N 02-05-11/70982).
Имущество, расходы по содержанию которого должны отражаться с применением подстатьи КОСГУ 225, вовсе необязательно должно числиться в балансовом учете госучреждения - речь может идти и о расходах на содержание объектов, учитываемых за балансом.
Более того, в отдельных случаях на подстатью КОСГУ 225 могут быть отнесены расходы по содержанию объектов имущества, которые вообще не учитываются отдельно, но являются составными частями сложных объектов имущества, числящихся за учреждением. Данное правило применяется, в частности, при оплате ремонта, технического обслуживания различных систем монтируемых на объектах недвижимости (пожарных и охранных сигнализаций, систем видеонаблюдения, локальных вычислительных сетей и т.п.). К примеру, в письме Минфина России от 08.07.2014 N 02-05-11/33099, указано, что с применением подстатьи КОСГУ 225 отражаются расходы в рамках договоров на выполнение работ (оказание услуг) по обеспечению работоспособности и комплексному обслуживанию оборудования.
Очень часто перед должностными лицами организации госсектора стоит задача по отнесению на подстатью КОСГУ 225 расходов, которые безусловно направлены на содержание имущества учреждения, но прямо не поименованы в перечнях расходов, относящихся на данную подстатью. В подобных ситуациях на этапе заключения договора (контракта) и формирования соответствующих первичных документов желательно применять "укрупненные" наименования расходов, содержащиеся в упоминаемых выше перечнях. Например, вместо перечисления нескольких видов работ, осуществляемых с целью ремонта объекта, можно просто указывать, что предметом договора является ремонт объекта имущества согласно прилагаемой смете ремонта.
История вопроса
До 2016 года при санкционировании оплаты денежных обязательств должностные лица уполномоченных органов иногда требовали оплатить по нескольким статьям (подстатьям) КОСГУ стоимость отдельных работ или нефинансовых активов, которая учитывалась при составлении по итогам выполнения определенных работ (например, ремонтных) единых актов.
Подобные требования являлись необоснованными. О применении нескольких стаей (подстатей) КОСГУ речь может идти, например, в том случае, когда во исполнение общей сметы ремонта госучреждением заключаются отдельные договоры на выполнение отдельных работ или поставку нефинансовых активов. При этом по каждому такому договору должны оформляться отдельные акты выполненных работ или отгрузочные документы (накладные).
На подстатью 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ могут быть отнесены только расходы по содержанию имущества, в отношении которого имеются документы, подтверждающие принадлежность этих объектов учреждению на том или ином праве (оперативного управления, безвозмездного пользования, аренды).
Иногда на практике организации госсектора осуществляют и отдельные расходы по содержанию имущества, в отношении которого они упоминаемыми выше документами не располагают. Такие объекты могут быть закреплены за другими учреждениями, составлять имущество казны, находиться в собственности каких-либо юридических (физических) лиц или являться бесхозяйными.
Однако подобные расходы необходимо относить на подстатью 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ, на которую в соответствии с требованиями Указаний N 65н относятся другие расходы, связанные с оплатой работ, услуг, не отнесенные на подстатьи 221-225. Однако в этом случае, во избежание разногласий с контролирующими органами, учреждению желательно должным образом обосновать необходимость проведения соответствующих расходов за счет "своих" средств. При этом, например, могут быть оформлены следующие документы:
- технические (иные) обоснования, указывающие на то, что расходы необходимы для нормального функционирования госучреждения;
- письменное уведомление от балансодержателя имущества о невозможности произвести расходы за свой счет;
- документы, подтверждающие, что имущество является бесхозным;
- письменное разрешение главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств (учредителя) на осуществление подобных расходов.
Согласно разъяснениям специалистов финансового ведомства расходы на содержание имущества при осуществлении капитального строительства относятся к расходам некапитального характера и могут быть отражены с применением подстатьи 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ (письмо Минфина России от 30.12.2014 N 02-05-10/68948).
Тема
Статья 220 "Оплата работ, услуг" КОСГУ
См. также
Пример. Применение КОСГУ при оплате работ, связанных с содержанием имущества, не числящегося в учете
Подстатья 224 "Арендная плата за пользование имуществом" КОСГУ
Порядок применения кодов видов расходов
Расходы на ремонт основных средств при налогообложении прибыли
Практические ситуации
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Госсектор: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб организаций государственного сектора
Материал приводится по состоянию на февраль 2018 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор
В. Пименов, руководитель (главный редактор) направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова
А. Кулаков, начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь имени академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Е. Янчарин, зам. начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России с 2016 по 2018 год
А. Семенюк, государственный советник РФ 3 класса
Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях госсектора
А также специалисты направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант":
А. Шершнева, ведущий редактор-эксперт, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
А. Суховерхова, ведущий редактор-эксперт, член Союза развития государственных финансов
И. Сапетина, редактор-эксперт
В. Сульдяйкина, редактор-эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"
А. Киреева, эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"
О. Левина, эксперт, советник государственной гражданской службы 1 класса
Н. Андреева, эксперт, профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
О. Емельянова, эксперт
Т. Дурнова, эксперт
Т. Толмачева, эксперт
О. Монако, редактор-эксперт по вопросам налогообложения, аудитор
А. Кузьмина, редактор-эксперт по юридическим вопросам, кандидат юридических наук
и др.
Перечень сокращений:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Указания N 65н - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утвержденный приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 132н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения, утвержденный приказом Минфина России от 08.06.2018 N 132н
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденная приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения