Обеспечение наличными деньгами с использованием банковских карт (для госсектора)
Материал могут применять казенные, бюджетные и автономные учреждения, органы государственной власти (местного самоуправления) и другие организации госсектора
В целях обеспечения денежными средствами сотрудников госучреждений практически повсеместно используются "зарплатные" банковские карты. Сотрудники организаций госсектора уже привыкли получать на подобные дебетовые банковские карты как заработную плату, так и иные выплаты, обусловленные положениями трудовых договоров (контрактов).
Приходит время и для широкого внедрения банковских карт в практику расходования денежных средств в рамках хозяйственной деятельности госучреждений (см., в частности, письмо Минфина России от 05.10.2012 N 14-03-03/728).
С 1 января 2015 года вступил в силу абзац восьмой п. 1 ст. 241.1 БК РФ, согласно которому органы Федерального казначейства организуют обеспечение наличными денежными средствами организаций, лицевые счета которым открыты:
- в органах Федерального казначейства;
- финансовых органах субъектов РФ (муниципальных образований).
А согласно норме п. 4 ст. 156 БК РФ, вступившей в силу с 8 мая 2013 года, обслуживание банковских счетов, предназначенных для выдачи и зачисления наличных денежных средств указанным выше организациям, осуществляется кредитными организациями без взимания ими платы.
В целях реализации положений абзаца восьмого п. 1 ст. 241.1 БК РФ разработаны Правила, утвержденными приказом Федерального казначейства от 30.06.2014 N 10н (далее - Правила N 10н, см. также письмо Минфина России от 11.07.2014 N 02-03-10/34012). Данными правилами установлен, в частности, порядок осуществления операций по обеспечению организаций госсектора денежными средствами с использованием банковских карт. Правила N 10н применяются организациями госсектора, созданными на базе имущества любых публично-правовых образований, лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов РФ (муниципальных образований).
На практике оплата расходов, связанных с хозяйственной деятельностью госучреждений, в отдельных случаях осуществляется с использованием банковских карт, оформляемых в рамках "зарплатных" проектов. Однако использование подобных карт при совершении указанных выше операций, как правило, рассматривается уполномоченными органами в качестве нарушения требований действующих нормативных правовых актов, ведь "зарплатные" карты предназначены для осуществления операций, не связанных с предпринимательской деятельностью (п. 1.12 Положения, утвержденного Банком России от 24.12.2004 N 266-П; п. 4.41 Части II "Характеристика счетов" "Плана
счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций", приложение к положению Банка России от 27.02.2017 N 579-П).
Осуществление расчетов с подотчетными лицами с использованием их "зарплатных" карт сопряжено также с риском квалификации налоговыми органами данных сумм в качестве доходов соответствующих физических лиц. Основа для претензий все та же - подобные карты "привязаны" к личным банковским счетам сотрудников (на них хранятся личные денежные средства).
Уполномоченными органами допускается использование "зарплатных" банковских карт для осуществления расчетов с сотрудниками по командировочным расходам - такая возможность обусловлена положениями трудового законодательства (смотрите письма Федерального казначейства от 26.07.2011 N 42-7.4-05/5.2-500, Банка России от 23.07.2009 N 29-1-1-7/4625), а также компенсации сотрудникам документально подтвержденных расходов (письма Минфина России и Федерального казначейства от 10.09.2013 NN 02-03-10/37209, 42-7.4-05/5.2-554, Минфина России от 28.01.2014 N 02-03-09/3057).
Перечислим основные преимущества расчетов с использованием банковских карт, оформляемых через органы казначейства.
1. Сводятся к минимуму затраты организации госсектора, связанные с получением, доставкой и хранением наличных денежных средств. Такая экономия может быть весьма существенной. Как показывает практика, отдельные небольшие учреждения уже сейчас полностью перешли на систему безналичных расчетов - не осуществляют вообще никаких кассовых операций.
2. Сотрудникам бухгалтерии не придется оформлять выдачу наличных денег под отчет, формировать кассовые документы, принимать остатки подотчетных сумм и выдавать "перерасходы".
3. Банковская карта может использоваться сотрудниками организации госсектора как для получения наличных, так и для безналичных расчетов в целях оплаты товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено условиями предоставления карты.
4. Сотрудник получает больше возможностей для решения поставленных перед ним задач - он больше не "привязан" к месту получения подотчетной суммы, то есть к кассе учреждения. Кроме того, сотрудник не должен ориентироваться на время работы кассы. Наличные денежные средства подотчетное лицо может получить как с использованием сети банкоматов, так и в операционной кассе банка-эмитента карты, а в установленных случаях может произвести оплату товаров (работ, услуг) в безналичном порядке.
5. Предельный размер расчетов наличными (100 000 руб), установленный п. 6 Указаний Банка России 07.10.2013 N 3073-У, не распространяется на безналичные расчеты с использованием банковских карт. В то же время ежедневный расход денежных средств по банковской карте (в том числе в целях получения наличных денежных средств) ограничивается ежедневным лимитом расходования денежных средств, устанавливаемым банком - эмитентом карты. Кроме того, существует практика ограничения суммы расчетов по картам, предоставляемым казначейскими органами - не более 100 000 руб. в день по одной карте, за исключением операций, связанных с получением и взносом наличных денег (см., например, п. 5 Правил N 10н).
Темы
Правовые и финансовые аспекты деятельности организаций госсектора
Денежные средства. Счет 201 00 (для госсектора)
См. также
Порядок получения банковских карт, оформляемых через орган казначейства (для госсектора)
Возврат банковской карты, оформленной через орган казначейства (для госсектора)
Учет расчетов с сотрудниками при перечислении сумм под отчет на банковские карты (для госсектора)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.,
Верхова Н.А., Евсюкова В.А., Казакова Е.С., Якунин Д.А.