Счет 02 "Материальные ценности, принятые на хранение" (для госсектора)
Материал могут применять казенные, бюджетные и автономные учреждения, органы государственной власти (местного самоуправления) и другие организации госсектора
Согласно п. 332 Инструкции N 157н по общему правилу ценности, находящиеся у госучреждения, но не закрепленные за ним на праве оперативного управления, учитываются на забалансовых счетах.
В частности, в соответствии с п. 335 Инструкции N 157н на счете 02 "Материальные ценности, принятые на хранение" осуществляется учет материальных ценностей:
- принятых на хранение (см. также письмо Минфина России от 26.11.2014 N 02-06-10/60361);
- принятых в переработку;
- изъятых в возмещение причиненного ущерба, за исключением материальных ценностей, являющихся согласно законодательству РФ вещественными доказательствами и учитываемых обособленно;
- изъятых (задержанных) таможенными органами и не помещенных на склад временного хранения таможенного органа;
- полученных (принятых к учету) учреждением до момента обращения имущества в собственность государства и передачи указанного имущества органу, осуществляющему в отношении указанного имущества полномочия собственника (полученных в качестве дара, бесхозяйное имущество и т.п.).
По различным причинам, в т.ч. в связи с физическим или моральным износом, имущество, числящееся в балансовом учете, может быть признано непригодным для использования в деятельности организации (с целью выполнения госзадания и (или) получения доходов). Такое имущество уже не отвечает понятию "актив", однако оформление его списания может занять достаточно значительный промежуток времени. В подобных ситуациях профильная комиссия учреждения может оформлять Акт о выводе имущества из эксплуатации. Выведенное из эксплуатации имущество до утверждения Акта о списании и окончания демонтажа (утилизации) учитывается за балансом на счете 02 "Материальные ценности, принятые на хранение" (п. 335 Инструкции N 157н, абзацы шестой и седьмой п. 10 Инструкции N 162н).
Перечень имущества, подлежащего учету на забалансовом счете 02, приведенный в п. 335 Инструкции N 157н, не является исчерпывающим.
Так, например, в соответствии с учетной политикой госучреждения на данном забалансовом счете могут учитываться товары, переданные госучреждению для реализации в рамках договора комиссии. Напомним, что вещи, поступившие к комиссионеру от комитента либо приобретенные комиссионером за счет комитента, являются собственностью последнего (п. 1 ст. 996 ГК РФ). Следовательно, товар, переданный комитентом учреждению для реализации, не может быть учтен таким учреждением в составе нефинансовых активов (п. 22 Инструкции N 157н).
Другой пример. На забалансовом счете 02 согласно учетной политики организации госсектора могут учитываться подарки, полученные соответствующими сотрудниками в связи с официальными мероприятиями, участие в которых связано с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, принятые на хранение в соответствии с требованиями п.п. 7, 8 Типового положения, утв. постановлением Правительства РФ от 09.01.2014 N 10.
Принятие к забалансовому учету полученных (принятых) материальных ценностей осуществляется в следующем порядке:
Вид имущества | Первичный документ - основание принятия к забалансовому учету*(1) | Стоимость, по которой учитывается имущество |
Имущество, поступающее на хранение | Акт о приеме-передаче товарно-материальных ценностей на хранение (ф. N МХ-1, утверждена постановлением Госкомстата России от 09.08.1999 N 66) | Стоимость, указанная в документе передающей стороной Стоимость, предусмотренная договором |
Имущество, принятое в переработку (давальческие материалы) | Накладная на отпуск материалов на сторону (ф. 0315007, утверждена постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а) Накладная на отпуск материалов (материальных ценностей) на сторону (ф. 0504205) | |
Имущество, по которому приходные документы оформляются госучреждением в одностороннем порядке | Приходный ордер на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов) (ф. 0504207) | Условная оценка: один объект, один рубль |
Внутреннее перемещение материальных ценностей в учреждении отражается на забалансовом счете 02 на основании оправдательных первичных документов (например, Требования-накладной (ф. 0504204)) путем изменения материально ответственного лица и (или) места хранения.
Выбытие материальных ценностей, принятых на хранение, отражается на основании соответствующих оправдательных документов (например, Акта о списании материальных запасов (ф. 0504230)), по той стоимости, по которой они были приняты к забалансовому учету.
Согласно п. 336 Инструкции N 157н аналитический учет материальных ценностей, принятых на хранение (в переработку) ведется в Карточке количественно-суммового учета материальных ценностей (ф. 0504041) в разрезе:
- владельцев (заказчиков);
- видов, сортов материальных ценностей;
- мест хранения (нахождения).
Материальные ценности, принятые на хранение (в переработку), также как и имущество, закрепленное за учреждением на праве оперативного управления, подлежат обязательной инвентаризации. Инвентаризация таких ценностей осуществляется в сроки проведения инвентаризации имущества, находящегося на балансе (п. 332 Инструкции N 157н).
____________________________
*(1) Приводятся формы, которые могут быть использованы в определенных ситуациях согласно положениям учетной политики субъекта учета (контрагента госучреждения, самого госучреждения). Контрагенты госучреждения, не относящиеся к госсектору, по общему правилу вправе применять самостоятельно разработанные формы первичных документов или полностью (выборочно) использовать унифицированные формы. Главное, чтобы эти первичные документы содержали обязательные реквизиты, перечисленные в ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".
Тема
Забалансовый учет (для госсектора)
См. также
Расчеты с прочими дебиторами. Счет 210 05 (для госсектора)
Списание государственного и муниципального имущества
Формы документов
Акт о выводе организацией государственного сектора основных средств из эксплуатации
Пример заполнения Акта о приеме-передаче товарно-материальных ценностей на хранение (ф. N МХ-1)
Пример заполнения Требования-накладной (ф. 0504204)
Еще...
Практические ситуации
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.,
Верхова Н.А., Евсюкова В.А., Казакова Е.С., Якунин Д.А.