Учет операций, номинированных в иностранных валютах (для госсектора)
Материал могут применять казенные, бюджетные и автономные учреждения, органы государственной власти (местного самоуправления) и другие организации госсектора
Бухгалтерский учет ведется организациями госсектора в валюте Российской Федерации - в рублях. Стоимость объектов учета, выраженная в иностранной валюте, подлежит пересчету в валюту Российской Федерации (п. 13 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, далее - Инструкция N 157н).
Объекты учета, стоимость которых выражена в иностранной валюте, принимаются к бухгалтерскому учету в рублевом эквиваленте, исчисленном на дату совершения операции (в случаях, предусмотренных Инструкцией N 157н, - на отчетную дату) путем пересчета суммы в иностранной валюте по официальному курсу ЦБ РФ соответствующих иностранных валют по отношению к рублю, при отсутствии официального курса - по курсу, рассчитанному по котировкам иностранной валюты на международных валютных рынках или по устанавливаемым центральными (национальными) банками соответствующих государств курсам, к любой третьей валюте, официальный курс которой по отношению к рублю, устанавливается ЦБ РФ.
При этом учет операций с финансовыми активами и обязательствами, номинированными в иностранных валютах, должен отражаться одновременно:
- в соответствующей иностранной валюте;
- в рублях по курсу ЦБ РФ.
Официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю устанавливаются приказом Банка России и действуют до вступления в силу следующего приказа о курсах иностранных валют. Соответствующая информация размещается на официальном сайте Банка России (http://www.cbr.ru/).
В целях бухгалтерского учета активов и обязательств при их "первичном" отражении в учете пересчет в рубли производится на следующие даты:
Наименование актива, обязательства | Дата | Соответствующие пункты Инструкции N 157н |
Нефинансовые активы | Принятия объекта к бухгалтерскому учету (осуществления вложений в нефинансовый актив) | |
Денежные средства | Совершения операций | |
Доходы | Начисления задолженности (признания доходов) | |
Авансы (перечисленные контрагентам, выданные подотчетным лицам) | Перечисления (выдачи) аванса | |
Обязательства (в том числе долговые) | Совершения операций (возникновения, принятия обязательств) |
Применяемая в настоящее время методология бухгалтерского учета предусматривает также требования по переоценке активов и обязательств, номинированных в иностранных валютах и принятых ранее к учету, на следующие даты:
Наименование актива, обязательства | Дата | Соответствующие пункты Инструкции N 157н |
Денежные средства | Совершения операций Отчетная дата (дата формирования учетного регистра) | |
Доходы | Совершения операций по оплате (возврату) | |
Авансы (перечисленные контрагентам, выданные подотчетным лицам) | Совершения операций по возврату ранее произведенных выплат | |
Обязательства (в том числе долговые) | Совершения операций по оплате обязательств Отчетная дата (дата формирования учетного регистра) | |
Расчеты с прочими дебиторами (залоговые платежи, расчеты по договорам поручения) | Совершения операций по возврату ранее произведенных выплат |
Нефинансовые активы, стоимость которых была выражена в иностранной валюте, принятые к учету в установленном порядке (п. 30 Инструкции N 157н), в дальнейшем не переоцениваются. Кроме того, по общему правилу переоценке не подлежат суммы полученных и перечисленных (выданных) предварительных оплат (авансов).
В Инструкции N 157н ничего не сказано о возможности (необходимости) переоценки задолженности по доходам на отчетную дату (на дату формирования учетных регистров) (см. п.п. 198, 220 Инструкции N 157н), а также по расчетам с прочими дебиторами (п. 235 Инструкции N 157н). В то же время осуществление такой переоценки, по нашему мнению, не будет противоречить положениям применяемых в настоящее время нормативных правовых актов. Тем более, что обоснованность подобной правовой позиции подтверждается, например, содержанием п.п. 93, 94 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н, а также п.п. 96, 97 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н.
Положительные (отрицательные) курсовые разницы, возникшие при расчете рублевого эквивалента, относятся на увеличение (уменьшение) показателей на соответствующих счетах учета с отнесением курсовых разниц на финансовый результат текущего финансового года от переоценки активов (в дебет (кредит) счета 0 401 10 171 "Доходы от переоценки активов") (п.п. 154, 198, 203, 208, 215, 220, 235, 250, 255, 266.1 Инструкции N 157н).
Общий порядок отражения в учете бюджетных и автономных учреждений операций с иностранной валютой описан в письме Минфина России от 10.04.2015 N 02-07-07/20475, а корреспонденции для отражения в бухгалтерском учете операций по приобретению (выбытию) иностранной валюты приведены в Приложении 1 к данному письму (см. также письмо Минфина России от 03.112015 N 02-07-07/63585). Порядок формирования Отчета об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737) при осуществлении операций с иностранной валютой описан в Примере 1 Приложения к письму Минфина России от 15.04.2015 N 02-07-07/21402.
Темы
Организация бухгалтерского учета (для госсектора)
Валютные операции (для госсектора)
См. также
Пример. Учет в госучреждении операций, номинированных в иностранной валюте в различных ситуациях
Вложения в нефинансовые активы, стоимость которых выражена в иностранной валюте (для госсектора)
Учет операций по конвертации валюты (для госсектора)
Учет расчетов по доходам в иностранных валютах (для госсектора)
Учет расчетов по загранкомандировкам (для госсектора)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.,
Верхова Н.А., Евсюкова В.А., Казакова Е.С., Якунин Д.А.