Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары

Энциклопедия решений. Организация бухгалтерского учета (для бюджетной сферы)

Организация бухгалтерского учета (для госсектора)

ГАРАНТ:

Материал могут применять казенные, бюджетные и автономные учреждения, органы государственной власти (местного самоуправления) и другие организации госсектора

В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) руководитель организации госсектора обязан организовать:

- ведение бухгалтерского учета;

- хранение документов бухгалтерского учета.


Согласно ч. 3 ст. 7 Закона N 402-ФЗ и п. 5 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), руководители учреждений могут:

1) возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо;

2) заключить договор (соглашение) об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета с другим госучреждением (централизованной бухгалтерией) или организацией негосударственного сектора*(1).

Специалисты финансового ведомства обращают внимание на то, что в связи с возможным конфликтом интересов в функциях должностного лица не могут одновременно объединяться функции внутреннего или внешнего финансового контроля и функции по ведению учета (письмо Минфина России от 18.12.2013 N 02-06-010/54151). На муниципальном уровне ведение бухгалтерского учета может быть возложено, в частности, на финансовое управление, являющееся структурным подразделением местной администрации (письмо Минфина России от 29.05.2015 N 02-07-10/31406). Решение о необходимости включения в штатное расписание работников финансового подразделения в пределах установленной предельной величины штатной численности работников может приниматься руководителем учреждения (письмо Минфина России от 30.04.2015 N 02-03-11/25126).

При наличии в организации госсектора обособленных подразделений руководитель вправе передать ведение бухгалтерского учета, оформление первичных учетных документов этим обособленным подразделениям, предусмотрев обязанность по ведению учета положением о соответствующих структурных подразделениях (письмо Минфина России от 18.04.2014 N 02-01-11/18098). При этом в рамках формирования учетной политики должен быть предусмотрен порядок формирования регистров учета, форм внутреннего управленческого учета для включения показателей бухгалтерской отчетности обособленных подразделений в консолидированную отчетность государственного (муниципального) учреждения.


Решение о передаче полномочий по ведению бухгалтерского учета третьим лицам вправе принять орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя госучреждения, путем включения соответствующих положений в учредительные документы (устав, положение) (смотрите, в частности, письмо Минфина России от 24.04.2012 N 02-06-10/1469). Бюджетные и автономные учреждения вправе передавать полномочия по ведению бухгалтерского учета, в том числе и на платной основе. В отношении казенных учреждений с 8 мая 2013 года применяются положения п. 10.1 ст. 161 БК РФ, согласно которым такие учреждения на основании договора (соглашения) вправе передать иной организации (централизованной бухгалтерии) полномочия по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности.

В договоре на передачу полномочий по ведению бухгалтерского учета целесообразно предусматривать ответственность уполномоченной организации (централизованной бухгалтерии) за:

- невыполнение требований законодательства по ведению бухгалтерского учета;

- неполную и (или) несвоевременную уплату налогов, страховых взносов и иных платежей в бюджеты;

- несвоевременный и (или) неправильный расчет вознаграждений сотрудникам госучреждения;

- иные нарушения порядка организации и ведения бухгалтерского учета.

Внимание

Согласно положениям действующего законодательства руководитель организации госсектора, независимо от того, осуществляется ведение бухгалтерского учета самим учреждением или передано иной организации (централизованной бухгалтерии), несет ответственность за:

- организацию хранения учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности;

- своевременное предоставление учредителю, иным внешним пользователям бухгалтерской отчетности, в том числе органам, осуществляющим контроль в соответствии с законодательством РФ, судам и прокуратуре, полной, достоверной информации о наличии муниципального имущества и обязательствах учреждения, а также о результатах его деятельности.

В целях организации бухгалтерского учета в организации госсектора путем издания соответствующих приказов (распоряжений) формируется учетная политика (п. 6 Инструкции N 157н). Кроме того, в рамках мероприятий по организации бухгалтерского учета руководитель учреждения, в частности:

- распределяет соответствующие обязанности между сотрудниками, наделяет их определенными полномочиями (в том числе утверждает перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов);

- утверждает планы работы бухгалтерской службы и рассматривает информацию о выполнении мероприятий, предусмотренных такими планами;

- определяет порядок специальной подготовки сотрудников бухгалтерской службы и иных структурных подразделений;

- принимает решения, связанные с материально-техническим обеспечением деятельности по ведению бухгалтерского учета и хранению бухгалтерских документов.


Подготовка (формирование) актов учреждения по организации учета, как правило, находится в компетенции главного бухгалтера (лица, уполномоченного на ведение бухгалтерского учета, руководителя централизованной бухгалтерии). Если полномочия по ведению учета переданы централизованной бухгалтерии, именно она осуществляет подготовку проектов актов по ведению и организации бухгалтерского учета в рамках своей компетенции (переданных полномочий) и представляет их на утверждение руководителю обслуживаемого госучреждения.


При подготовке проектов актов по ведению и организации бухгалтерского учета уполномоченные должностные лица должны руководствоваться положениями главы 2 Закона N 402-ФЗ и п.п. 3, 4 Инструкции N 157н, в которых перечислены задачи бухгалтерского учета и основные требования к его ведению. Все организационные решения, прежде всего, должны быть направлены на решение главной задачи - обеспечение результативного и эффективного использования учреждениями денежных средств и иных ресурсов. В частности, они должны отвечать критерию рациональности: бухгалтерский учет должен вестись, исходя из условий хозяйствования и величины организации (необходимо соблюдать баланс между выгодами, получаемыми от информации, и затратами на ее сбор).

___________________________________________

*(1) Централизованные бухгалтерии могут создаваться как казенные учреждения (письмо Минфина России от 18.02.2016 N 02-07-05/9219). Создание централизованных бухгалтерий, в т.ч. создание единых централизованных информационных систем учета и отчетности в организациях госсектора публично-правового образования, является важной составляющей деятельности по оптимизации расходов бюджета (см., в частности, Раздел III Рекомендаций, доведенных письмом Минфина России от 01.12.2014 N 06-03-05/61507).


Тема

Бухгалтерский учет в организациях госсектора


См. также

Учетная политика (для госсектора)

Бухгалтерские документы (для госсектора)

Снабжение учреждений имуществом (для госсектора)

Учет операций, номинированных в иностранных валютах (для госсектора)

Списание с балансового учета задолженности неплатежеспособных дебиторов (для госсектора)

Списание задолженности, невостребованной кредиторами (для госсектора)

Учет операций в рамках различных видов деятельности (видов финансового обеспечения) (для госсектора)

Хранение первичных документов, учетных регистров и бухгалтерской отчетности (для госсектора)

Регистры бухгалтерского учета (для госсектора)

Инвентаризация активов и обязательств (для госсектора)

Возмещение сотрудниками госучреждения стоимости телефонных переговоров неслужебного характера

Отражение операций межотчетного периода в учете и отчетности (для госсектора)

События после отчетной даты в учете и отчетности (для госсектора)

Учет расходов по подписке (для госсектора)

Практические ситуации

Построить список

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Информационный блок "Госсектор: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы


Материал приводится по состоянию на декабрь 2020 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений


Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.

Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.


Перечень сокращений, используемых в Энциклопедии решений и других аналитических материалах:

Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"

Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н

Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н

Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н

Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н

Указания N 65н - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н

Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н

Порядок N 85н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 06.06.2019 N 85н

Порядок N 132н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 08.06.2018 N 132н

Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"

Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н

Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н

КБК - коды бюджетной классификации

КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления

КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)

План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности

ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств

ПБС - получатель бюджетных средств

Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения


АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:

С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России

А. Семенюк, заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России), государственный советник РФ 3 класса

В. Пименов, руководитель объединенной редакции "Бюджетная сфера" и Департамента бюджетной методологии компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова

Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор

А. Кулаков, начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер

Е. Янчарин, зам. начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России с 2016 по 2018 год

Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы

Cотрудники объединенной редакции "Бюджетная сфера" компании "Гарант":

А. Шершнева, заместитель руководителя редакции, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

Т. Разрезова, шеф-редактор, государственный советник 1 класса

В. Сульдяйкина, редактор-эксперт

А. Киреева, редактор-эксперт

И. Сапетина, редактор-эксперт

Н. Андреева, редактор-эксперт, профессиональный бухгалтер, член ИПБ России

О. Левина, редактор-эксперт, советник государственной гражданской службы 1 класса

О. Монако, редактор-эксперт по вопросам налогообложения, аудитор

А. Кузьмина, редактор-эксперт по юридическим вопросам, кандидат юридических наук

Н. Верхова, редактор-эксперт по юридическим вопросам

В. Евсюкова, редактор-эксперт по юридическим вопросам

Сотрудники Департамента бюджетной методологии службы Правового консалтинга ГАРАНТ:

А. Суховерхова, заместитель руководителя департамента, член Союза развития государственных финансов

Ю. Железнева, эксперт, профессиональный бухгалтер

Ю. Волгина, эксперт

Г. Гурашвили, эксперт

О. Емельянова, эксперт

Т. Дурнова, эксперт

Т. Толмачева, эксперт

Р. Гурашвили, эксперт

Д. Букина, эксперт

К. Панина, эксперт

Е. Шубенкина, эксперт

Р. Ибатуллина, эксперт

Е. Старовойтова, эксперт

Г. Панкратова, эксперт

Н. Старовойтова, эксперт