Выдача денежных средств под отчет в конце финансового года в казенном учреждении
Материал могут применять органы государственной власти (местного самоуправления) и казенные учреждения
Завершая текущий финансовый год, учреждение, являющееся получателем бюджетных средств, обязано выполнить мероприятия, предусмотренные ст. 242 "Завершение текущего финансового года" БК РФ. В частности, не позднее двух последних рабочих дней текущего финансового года перечислить на единый счет бюджета неиспользованные остатки бюджетных средств, находящиеся не на едином счете бюджета (п. 4 ст. 242 БК РФ).
Таким образом, в целях своевременного завершения текущего финансового года денежные средства под отчет накануне 31 декабря, как правило, не выдаются. Исключение составляют лишь расходы, связанные с обеспечением деятельности учреждения в нерабочие праздничные дни в январе очередного финансового года. Например, наличные денежные средства могут быть выданы под отчет при выезде сотрудника в командировку в течение праздничных либо первых двух рабочих дней января очередного финансового года.
А вот в иных случаях денежные средства, выданные под отчет и фактически не потраченные подотчетными лицами до окончания текущего финансового года, могут быть обоснованно признаны не использованными остатками бюджетных средств, подлежащими перечислению на единый счет бюджета (см., например, постановление Восьмого ААС от 27.01.2010 N 08АП-8053/2009).
При выявлении фактов выдачи денежных средств под отчет в конце финансового года с их последующим возвратом в очередном финансовом году органы финансового контроля, как правило, констатируют такое нарушение требований действующего законодательства, как "несоблюдение порядка завершения текущего финансового года".
В подобных ситуациях возможны и иные претензии со стороны органов финансового контроля. Дело в том, что сам по себе факт выдачи денежных средств под отчет в конце финансового года с их последующим возвратом в очередном финансовом году свидетельствует о необоснованном переводе бюджетных средств в состав дебиторской задолженности, приведшем к безрезультатному отвлечению таких средств.
Кроме того, не следует забывать, что денежные средства под отчет выдаются по распоряжению руководителя учреждения на основании письменного заявления подотчетного лица, содержащего назначение аванса, расчет (обоснование) размера аванса и срок, на который он выдается (п. 213 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н). Соответственно, в случае отсутствия письменных заявлений работников, расчетов выдаваемых сумм, органами финансового контроля может фиксироваться нарушение авансовой дисциплины - выдача подотчетных сумм без надлежащих оснований.
Таким образом, факт выдачи средств под отчет в конце года сам по себе не может рассматриваться в качестве финансового нарушения, допущенного должностными лицами казенного учреждения. Однако подобные действия могут повлечь следующие нарушения:
- несоблюдение порядка завершения текущего финансового года;
- необоснованное отвлечение бюджетных средств в связи с их переводом в состав дебиторской задолженности;
- выдачу подотчетных сумм без надлежащих оснований.
Ни административной, ни уголовной ответственности за данные нарушения в настоящее время не предусмотрено. Вместе с тем указание на них в материалах проверок может явиться основанием для привлечения соответствующих должностных лиц к дисциплинарной ответственности, принятия иных кадровых, организационных решений.
Тема
Расчеты с подотчетными лицами. Счет 208 00 (для госсектора)
См. также
Документы, прилагаемые сотрудниками к авансовым отчетам (для госсектора)
Определение срока, на который выдаются подотчетные суммы (для госсектора)
Определение размера сумм, выдаваемых под отчет (для госсектора)
Срок предоставления сотрудником авансового отчета и окончательного расчета по нему (для госсектора)
Учет расчетов с сотрудниками при перечислении сумм под отчет на банковские карты (для госсектора)
Учет расчетов, когда авансовый отчет представлен "перерасходом" (для госсектора)
Формы документов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб организаций государственного сектора
Материал приводится по состоянию на апрель 2017 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Бюджетная сфера
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера" использованы авторские материалы, предоставленные:
С. Бычковым, заместителем директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Ю. Крохиной, заведующей кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктором юридических наук, профессором
В. Пименовым, руководителем направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", экспертом Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова
А. Семенюком, государственным советником РФ 3 класса
А. Шершневой, советником государственной гражданской службы РФ 2 класса
О. Левиной, советником государственной гражданской службы 1 класса
О. Монако, аудитором
А. Кузьминой, кандидатом юридических наук
Д. Жуковским, начальником отдела автоматизации бюджетного учета (программные продукты фирмы "1С")
Ю. Кошелевой, специалистом по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"
и др.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера":
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Указания N 65н - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденная приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности