Документы, прилагаемые сотрудниками к авансовым отчетам (для госсектора)
Материал могут применять казенные, бюджетные и автономные учреждения, органы государственной власти (местного самоуправления) и другие организации госсектора
В соответствии с п. 216 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), сумма произведенных подотчетным лицом расходов отражается в учете госучреждения на основании:
- Авансового отчета (ф. 0504505), утвержденного в установленном порядке;
- прилагаемых к отчету документов, подтверждающих произведенные расходы.
Основанием для отражения в бухгалтерском учете информации об активах и обязательствах, а также операций с ними являются первичные учетные документы (п. 7 Инструкции N 157н). Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок (ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", далее - Закон N 402-ФЗ).
Первичные учетные документы принимаются к учету, если они содержат обязательные реквизиты, перечисленные в ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ, а в установленных случаях они должны оформляться еще и с обязательным применением унифицированных форм.
Порядок оформления первичных документов определяется требованиями действующего законодательства, а также обычаями делового оборота. Соответственно, документы, оформленные с нарушениями правил, действующих на момент их оформления, к учету приниматься не могут.
Документы, прилагаемые подотчетными лицами к Авансовым отчетам (ф. 0504505), должны подтверждать:
1) получение конкретного имущества, оказание (выполнение) определенных услуг (работ);
2) факт оплаты стоимости имущества (услуг, работ).
Например, в качестве документов, подтверждающих факт получения подотчетным лицом материальных ценностей, могут предоставляться:
- товарные чеки магазинов розничной торговли;
- накладные на отпуск товаров;
- торгово-закупочные акты (при покупке материальных ценностей у физических лиц).
Именно на основании подобных документов для принятия активов к балансовому учету могут оформляться Акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101) и (или) Приходный ордер на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов) (ф. 0504207).
В свою очередь, проезд пассажиров по междугородным маршрутам может подтверждаться:
- при использовании автомобильного транспорта - "Разовым билетом для проезда в пригородном и междугородном сообщении с фиксированной датой и временем отправления" (форма и обязательные реквизиты билета приведены в Приложении N 1 к Правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 N 112);
- при использовании железнодорожного транспорта - проездными документами, формы которых утверждены приказом Минтранса России от 05.08.2008 N 120;
- при использовании воздушного транспорта - посадочными талонами и пассажирскими билетами (их копиями) (рекомендуемая форма таких билетов утверждена приказом Минтранса России от 29.01.2008 N 15).
Еще один пример. Организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие гостиничные услуги, вправе самостоятельно разработать документ (договор), подтверждающий оказание соответствующих услуг физическим лицам (п. 20 постановления Правительства РФ от 09.10.2015 N 1085 "Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации"). Такие документы могут приниматься организациями госсектора к учету при наличии в них всех обязательных реквизитов.
По общему правилу факт оплаты товаров (работ, услуг) наличными денежными средствами и (или) с использованием платежных карт должен подтверждаться предоставляемыми подотчетными лицами чеками контрольно-кассовой техники (п. 2 ст. 1.2, п. 2 ст. 5 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ, далее - Закон N 54-ФЗ).
В то же время законом предусмотрены исключения из данного правила - контрольно-кассовая техника может не применяться организациями и индивидуальными предпринимателями:
- в случае осуществления видов деятельности или оказания услуг, ограниченных пунктом 2 ст. 2 Закона N 54-ФЗ*(1);
- в силу особенностей местонахождения в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 2 Закона N 54-ФЗ.
При определенных обстоятельствах подотчетное лицо может предоставлять один документ, на основании которого будет подтверждаться как факт получения имущества (оказания услуг, выполнения работ), так и факт оплаты.
Например, для подтверждения факта осуществления поездки на железнодорожном транспорте и факта осуществления соответствующих расходов подотчетному лицу достаточно представить проездной документ (бланк строгой отчетности), форма которого утверждена приказом Минтранса России от 05.08.2008 N 120 (см., в частности, п. 5 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359).
Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ в Закон N 54-ФЗ внесены изменения, касающиеся, в частности, применения бланков строгой отчетности. Однако статьей 7 Закона N 290-ФЗ предусмотрены переходные положения. Так, при приобретении товаров (работ, услуг) у плательщиков ЕНВД подотчетные лица могут прилагать к авансовым отчетам только товарные чеки, квитанции или иные аналогичные документы. Эта норма действует до 1 июля 2018 года (ч. 7 ст. 7 Закона N 290-ФЗ).
В случае приобретения подотчетным лицом товаров (работ, услуг) за границей (например, в служебной командировке) документы, прилагаемые к Авансовому отчету (ф. 0504505), должны быть оформлены в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы.
При этом основные требования для принятия указанных документов госучреждением к учету будут заключаться в следующем:
- в первичных учетных документах, составленных в соответствии с требованиями иностранного государства в отношении операций, осуществляемых на территории данного иностранного государства, должны содержаться реквизиты, отражающие суть совершенной операции;
- первичные учетные документы, составленные на иных языках, должны иметь заверенный согласно требованиям учетной политики построчный перевод на русский язык (п. 13 Инструкции N 157н, письмо Минфина России от 04.12.2014 N 02-07-10/64054).
Если в документах, приложенных к авансовому отчету, отсутствуют обязательные реквизиты, то они не подтверждают фактическое несение расходов. В этом случае с выданных и истраченных подотчетных сумм следует исчислить НДФЛ. Так, если в документах отсутствуют сведения и реквизиты, необходимые для идентификации лиц, подписавших чеки, или наименование купленных товаров указано не четко (например, хозяйственные расходы, канцелярские товары, бытовая химия, стройматериалы, расходы, детские новогодние подарки), отсутствует дата составления документов, не заполнены графы "количество", "цена товара", отсутствует подпись продавца, то такие документы признают оформленными с нарушениями требований закона и не принимают к учету (см. определение ВС РФ от 09.03.2016 N 302-КГ16-450).
_______________________________
*(1) До 1 июля 2018 года организации и индивидуальные предприниматели, выполняющие работы, оказывающие услуги населению, вправе не применять контрольно-кассовую технику при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности в порядке, установленном Законом N 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу (до 15 июля 2016 года) Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ) (ч. 8 ст. 7 Закона N 290-ФЗ) (письмо Минфина России от 27.12.2016 N 03-01-15/78348, письмо ФНС России от 21.03.2017 N ЕД-3-20/1911).
Тема
Расчеты с подотчетными лицами. Счет 208 00 (для госсектора)
См. также
Подтверждение расходов подотчетных лиц госучреждения c предоставлением бланков строгой отчетности
Подтверждение расходов подотчетных лиц госучреждения при осуществлении расчетов с плательщиками ЕНВД
Подтверждение расходов подотчетных лиц госучреждения при приобретении электронных билетов
Приобретение сотрудником имущества у частных лиц (для госсектора)
Оформление расчетов при направлении в командировку группы работников (для госсектора)
Учет расчетов с сотрудниками при перечислении сумм под отчет на банковские карты (для госсектора)
Учет расчетов, когда авансовый отчет представлен "перерасходом" (для госсектора)
Формы документов
Пример заполнения Авансового отчета (ф. 0504505)
Практические ситуации
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.,
Верхова Н.А., Евсюкова В.А., Казакова Е.С., Якунин Д.А.