Распределение "входного" НДС между облагаемыми и не облагаемыми операциями (для госсектора)
Материал могут применять казенные, бюджетные и автономные учреждения, органы государственной власти (местного самоуправления) и другие организации госсектора
Организации госсектора в рамках приносящей доход деятельности могут осуществлять одновременно как облагаемые, так и не облагаемые НДС операции. В таких случаях товары (работы, услуги), приобретаемые учреждениями, могут использоваться в операциях обоих видов, а суммы НДС, предъявляемые продавцами товаров (работ, услуг), принимаются к вычету либо относятся на расходы (включаются в стоимость нефинансовых активов) в определенной пропорции (п. 4 ст. 170 НК РФ).
Пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости товаров (работ, услуг), отгруженных за налоговый период.
Порядок организации раздельного учета по НДС должен быть предусмотрен учетной политикой госучреждения для целей налогового учета. В целях распределения "входного" НДС между облагаемыми и не облагаемыми операциями, все приобретаемые учреждением товары (работы, услуги), нефинансовые активы необходимо сразу же относить к одной из трех групп:
1) предназначенные для использования в приносящей доход деятельности, облагаемой НДС ("входной" НДС принимается к налоговому вычету полностью);
2) предназначенные для использования в приносящей доход деятельности, не облагаемой НДС ("входной" НДС включается в стоимость нефинансовых активов или относится на расходы);
3) предназначенные для осуществления как облагаемых, так и не облагаемых НДС операций, то есть для обеспечения приносящей доход деятельности в целом ("входной" НДС принимается к вычету или учитывается в стоимости нефинансовых активов, относится на расходы в определенной пропорции).
Пропорцию необходимо определять по данным налогового периода, то есть квартала (ст. 163, п. 4.1 ст. 170 НК РФ). Рассчитывается пропорция на основании сопоставимых показателей - стоимость отгруженных товаров (работ, услуг) следует определять без учета НДС.
Бюджетное (автономное) учреждение в рамках приносящей доход деятельности осуществляет как облагаемые, так и не облагаемые НДС операции.
14 мая учреждению оказана услуга стоимостью 23 600 руб. (в т.ч. НДС - 3 600 руб.), которая связана с приносящей доход деятельностью в целом (расходы относятся к общехозяйственным и оплачиваются за счет подстатьи КОСГУ 226). В этот же день с лицевого счета произведена оплата услуги.
Выручка от реализации отгруженных в течение 2-го квартала товаров (работ, услуг), не облагаемых НДС, составила 600 000 руб., а облагаемых НДС - 1 800 000 руб. (без учета НДС).
14 мая в бухгалтерском учете следует сделать записи:
В бюджетном учреждении | В автономном учреждении | Сумма, | Содержание операции | ||
Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | ||
2 109 80 226 | 2 302 26 730 | 2 109 80 226 | 2 302 26 000 | 20 000,00 | Стоимость оказанных услуг учтена в составе общехозяйственных расходов |
2 210 12 560 | 2 302 26 730 | 2 210 12 000 | 2 302 26 000 | 3 600,00 | Учтен "входной" НДС, предъявленный контрагентом, оказавшим услуги |
2 302 26 830 | 2 201 11 610 | 2 302 26 000 | 2 201 11 000 | 23 600,00 | Оплачена услуга |
Увеличение (226 КОСГУ) | Увеличение (226 КОСГУ) |
По итогам 2-го квартала в учреждении определяются суммы "входного" НДС, подлежащие налоговому вычет и включению в расходы.
Доля выручки, полученной от не облагаемых НДС операций, в общей сумме выручки составляет:
25% (600 000 руб. / (600 000 руб. + 1 800 000 руб.) х 100%).
Соответственно, сумма "входного" НДС, которая будет включена в стоимость услуги и списана на расходы, равна:
900 руб. (3 600 руб. х 25%).
По итогам налогового периода (2-го квартала) в бухгалтерском учете делаются записи по распределению "входного" НДС:
В бюджетном учреждении | В автономном учреждении | Сумма, | Содержание операции | |||
Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | |||
2 109 80 226 | 2 210 12 660 | 2 109 80 226 | 2 210 12 000 | 900, 00 | Часть "входного" НДС отнесена на общехозяйственные расходы | |
2 303 04 830 | 2 210 12 660 | 2 303 04 000 | 2 210 12 000 | 2 700, 00 (3 600 - 900) | Часть "входного" НДС принята к вычету |
Темы
Расчеты по налоговым вычетам по НДС. Счет 210 10 (для госсектора)
Раздельный учет НДС в бюджетном (автономном) учреждении
См. также
Учет расчетов по НДС при выполнении обязанностей налогового агента (для госсектора)
Учет расчетов по НДС при получении аванса (предоплаты) (для госсектора)
Практические ситуации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Госсектор: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб организаций государственного сектора
Материал приводится по состоянию на июль 2017 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Авторский коллектив:
С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор
Е. Янчарин, заместитель начальника Управления организации капитального строительства ДТ МВД России
В. Пименов, руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова
А. Семенюк, государственный советник РФ 3 класса
А. Шершнева, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
О. Левина, советник государственной гражданской службы 1 класса
О. Монако, аудитор
А. Кузьмина, кандидат юридических наук
Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях госсектора
А. Суховерхова, ведущий эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
В. Сульдяйкина, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"
и др.
Перечень сокращений:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Указания N 65н - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденная приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности