Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары

Энциклопедия решений. Внутренний контроль в учреждении (для бюджетной сферы)

Внутренний контроль в учреждении (для госсектора)

См. Конструктор Положения о внутреннем финансовом контроле (онлайн-сервис)

ГАРАНТ:

Решение может применяться в любых организациях государственного сектора: в органах государственной власти (местного самоуправления), казенных, бюджетных и автономных учреждениях

В настоящее время внутренний контроль в организациях госсектора осуществляется с учетом требований следующих правовых актов:

Правовой акт

Требования по организации внутреннего контроля

ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"

Организации госсектора обязаны организовать внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни

п. 6 Инструкции N 157н

Порядок организации и обеспечения (осуществления) внутреннего финансового контроля утверждается в рамках учетной политики

ст. 101 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ

Заказчик обязан осуществлять контроль за исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта

п. 7 Указания Банка России от 11.03.2014 N 3210-У

Должны быть предусмотрены мероприятия:

- по обеспечению сохранности наличных денег при ведении кассовых операций, хранении, транспортировке;

- порядок и сроки проведения проверок фактического наличия наличных денег

Иных требований действующее законодательство не содержит!

Кроме того, состояние системы внутреннего контроля в организациях госсектора, как правило, оценивается в ходе мероприятий государственного (муниципального) контроля и аудита (см., например, п. 3.1.3 Стандарта внешнего государственного финансового контроля СФК 103 "Проведение финансового аудита", утв. Коллегией Счетной палаты РФ (протокол от 09.11.2012 N 48К (881)) *(1). Напомним также, что рекомендации по организации и осуществлению внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, предусмотренного ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ, приведены в Информации Минфина России от 25.12.2013 N ПЗ-11/2013*(2).

 

Основные направления внутреннего финансового контроля определяются учреждением самостоятельно в зависимости от стоящих перед ним задач.

Примерные направления внутреннего контроля

Примечание

Оценка соблюдения требований нормативных правовых и локальных актов, инструкций, приказов и распоряжений руководителя учреждения

 

Подтверждение достоверности бюджетной (бухгалтерской) отчетности

одним из элементов внутреннего контроля, проводимого в целях подтверждения достоверности бухгалтерской отчетности, является проверка правильности отражения данных Главной книги (ф. 0504072) с данными других регистров бухгалтерского учета, например, с данными Оборотной ведомости по нефинансовым активам (ф. 0504035).

Оценка соблюдения (выполнение) показателей бюджетной сметы (плана финансово-хозяйственной деятельности)

 

Оценка обоснованности формирования затрат в плановых документах и отражения затрат в учете

Контроль может быть направлен на оценку фактической потребности учреждения в предмете закупки на этапе планирования, включая обоснованность сроков закупки (см., в частности, п. 4 Представления Счетной палаты РФ от 23.11.2016 N ПР 07-315/07-01, п. 2 Представления Счетной палаты РФ от 21.11.2016 N ПР 12-275/12-03)

Подтверждение достоверности показателей объемов выполненных работ и оказанных услуг, отражаемых в плановых документах и отчетности

 

Оценка полноты оприходования, сохранности и фактического наличия продукции, денежных средств и материальных ценностей

 

Подтверждение целевого и эффективного использования денежных средств и имущества

Контроль может быть направлен, в том числе, на оценку правомерности осуществляемых расходов (п. 2 Представления Счетной палаты РФ от 11.10.2016 N ПР 09-244/09-03, п. 7.1 Представления Счетной палаты РФ от 07.10.2016 N ПР 13-237/13-02, п. 4 Заключения Счетной палаты РФ от 31.08.2015 N ЗКМ-98/11-03 на отчет об исполнении бюджета ФСС РФ за 2014)

Оценка обоснованности принятия и полнота исполнения учреждением обязательств (денежных обязательств)

Необоснованность принятия учреждением обязательств может выражаться:

- в наличии договорах (контрактах) условий о распространении действия этих договоров (контрактов) на отношения, возникшие до их заключения (см., в частности, п. 2.8 Представления Счетной палаты РФ от 17.10.2016 N ПР 02-258/02/2-05);

- в перечислении авансовых платежей, не предусмотренных условиями контрактов (см., в частности, п. 7.1 Представления Счетной палаты РФ от 07.10.2016 N ПР 13-237/13-02);

- в принятии обязательств сверх норм, установленных законодательством РФ (см., в частности, п. 2 Представления Счетной палаты РФ от 15.08.2016 N ПР 07-217/07-04);

- в повторном принятии обязательств в отношении одного и того же объекта. Например, заключение государственного контракта в целях содержания того участка автомобильной дороги в условиях, в целях содержания которого предоставлялась субсидия на выполнение госзадания подведомственному учреждению (см., в частности, п.п. 2, 3 Представления Счетной палаты РФ от 19.09.2016 N ПР 10-226/10-04)

Проверка наличия и сохранности первичных документов и регистров бухгалтерского учета

 

Контроль оформления и отражения в регистрах бухгалтерского учета отдельных фактов хозяйственной жизни

Для исключения разногласий с должностными лицами контролирующих органов по вопросам соблюдения порядка ведения бухгалтерского учета контроль целесообразно осуществлять по следующим направлениям:

- оценка компетентными сотрудниками учреждения необходимости принятия по результатам выполненных работ объекта нефинансовых активов либо отнесения расходов на финансовый результат деятельности учреждения (п. 10.2 Представления Счетной палаты РФ от 09.12.2016 N ПР 09-347/09-03, п. 6.4 Представления Счетной палаты РФ от 13.10.2016 N ПР04-248/04-02, п. 7.2 Представления Счетной палаты РФ от 07.10.2016 N ПР 13-237/13-02);

- контроль за наличием в заключенных контрактах условий, позволяющих не только идентифицировать предмет контракта для применения статьи (подстатьи) КОСГУ, но и определить срок исполнения обязательств для соотнесения их с соответствующим финансовым периодом для корректного отражения показателей на счетах санкционирования расходов (п. 11 Представления Счетной палаты РФ от 20.01.2016 N ПР 07-12/07-04).

Проверка расчетов пособий, правильности начисления заработной платы и иных выплат

 

Внимание

Отдельное и принципиально важное направление внутреннего контроля - проверка контрагентов. Почему это направление так важно для организаций госсектора?

Во-первых, проведение подобной работы позволяет минимизировать риски заключения в рамках приносящей доход деятельности договоров с "фирмами-однодневками" и, как следствие, уменьшить риски доначисления налогов.

Во-вторых, можно существенно снизить вероятность встречи с недобросовестным контрагентом при осуществлении закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), в т.ч. при закупках через подотчетных лиц.

В-третьих, даже в рамках проведения конкурентных процедур и исполнения контракта организации госсектора полезно будет проверить участников закупки (контрагентов) на соответствие требованиям, предъявляемым действующим законодательством и (или) конкурсной документацией к поставщику (подрядчику, исполнителю) по конкретному контракту, а также определить достоверность представляемой контрагентами информации (см. также письма Минэкономразвития России от 31.12.2014 N Д28и-2918, от 31.12.2014 N Д28и-2877, от 08.10.2014 N ОГ-Д28-8059).

Контрольные функции могут распределяться между сотрудниками госучреждения, возлагаться на отдельных должностных лиц или создаваемые в учреждении внутренние проверочные комиссии, специальные структурные подразделения. При этом важно обеспечить независимость этих структурных подразделений (комиссий, должностных лиц) и их подотчетность только руководителю учреждения. Данное обстоятельство позволит значительно повысить объективность и качество проводимых внутренних контрольных мероприятий.

Кроме того, на контрактной (договорной) основе к осуществлению отдельных контрольных мероприятий могут привлекаться независимые аудиторы.

 

Порядок организации и обеспечения (осуществления) внутреннего финансового контроля, как правило, включает следующие разделы:

- цели и задачи контроля;

- методы, процедуры и порядок проведения внутренних контрольных мероприятий;

- перечень лиц, на которых возложены обязанности по осуществлению контроля;

- перечень основных вопросов, подлежащих проверке.

При необходимости, указанные разделы дополняются положениями, отражающими отраслевые особенности деятельности госучреждения.

Внимание

При организации внутреннего финансового контроля осуществляются как мероприятия предварительного контроля, так и мероприятия последующего контроля.

Достаточно широкое распространение получила практика проведения проверок по различным вопросам финансово-хозяйственной деятельности внутренними проверочными комиссиями. Проведение плановых (внеплановых) проверок осуществляется на основании решения руководителя учреждения. При этом периодичность проведения, сроки и тематика плановых проверок указываются в соответствующем графике (плане). Как правило, в таком графике (плане) отражаются:

- направления деятельности, подлежащие проверке;

- периодичность, сроки проведения проверок;

- ответственные должностные лица.

По результатам каждой проверки составляется и представляется руководителю отчет (акт), в котором фиксируются выявленные нарушения, а также формулируются предложения по устранению нарушений и повышению эффективности деятельности учреждения.

________________________

*(1) На ненадлежащее осуществление в учреждении внутреннего контроля могут указывать, в частности, факты принятия к учету первичных учетных документов при отсутствии в них обязательных реквизитов (см., например, п. 8.3 Представления Счетной палаты РФ от 17.10.2016 N ПР 02-257/02/2-05).

*(2) В письме Минфина России от 25.12.2013 N 07-04-15/57289 указано, что в Информации ПЗ-11/2013 обобщается практика организации и осуществления внутреннего контроля в организациях негосударственного сектора. В то же время отдельные положения данного документа могут использоваться и организациями госсектора при разработке Положения о внутреннем контроле.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Информационный блок "Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы


Материал приводится по состоянию на июнь 2021 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений


Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.

Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.


Перечень сокращений, используемых в Энциклопедии решений и других аналитических материалах:

Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"

Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н

Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н

Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н

Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н

Указания N 65н - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н

Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н

Порядок N 85н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 06.06.2019 N 85н

Порядок N 132н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 08.06.2018 N 132н

Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"

Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н

Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н

КБК - коды бюджетной классификации

КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления

КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)

План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности

ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств

ПБС - получатель бюджетных средств

Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения


АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:

С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России

А. Семенюк, заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России), государственный советник РФ 3 класса

В. Пименов, руководитель объединенной редакции "Бюджетная сфера" и Департамента бюджетной методологии компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова

Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор

А. Кулаков, начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер

Г. Панкратова, главный бухгалтер медицинского учреждения, с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края

Е. Янчарин, эксперт по внутреннему финансовому контролю, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России

Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы

Cотрудники объединенной редакции "Бюджетная сфера" компании "Гарант":

А. Шершнева, заместитель руководителя редакции, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса, методолог

Т. Разрезова, шеф-редактор, государственный советник 1 класса, методолог

Н. Андреева, редактор-эксперт, профессиональный бухгалтер, член ИПБ России

О. Левина, редактор-эксперт, советник государственной гражданской службы 1 класса

В. Сульдяйкина, редактор-эксперт, методолог

А. Киреева, редактор-эксперт

И. Сапетина, редактор-эксперт

Ю. Волгина, редактор-эксперт

Т. Дурнова, редактор-эксперт

О. Монако, редактор-эксперт по вопросам налогообложения, аудитор

А. Кузьмина, редактор-эксперт по юридическим вопросам, кандидат юридических наук

Н. Верхова, редактор-эксперт по юридическим вопросам

Сотрудники Департамента бюджетной методологии компании "Гарант":

А. Суховерхова, заместитель руководителя департамента, член Союза развития государственных финансов

Ю. Железнева, консультант-эксперт, профессиональный бухгалтер

Н. Старовойтова, консультант-эксперт

Г. Гурашвили, консультант-эксперт

О. Емельянова, консультант-эксперт

Т. Толмачева, консультант-эксперт

Р. Гурашвили, консультант-эксперт

К. Панина, консультант-эксперт

Е. Шубенкина, консультант-эксперт

Р. Ибатуллина, консультант-эксперт

Е. Старовойтова, консультант-эксперт

Э. Чевардина, консультант-эксперт


Информация о ЦЕНТРЕ КОМПЕТЕНЦИЙ (ЦЕНТРЕ ЭКСПЕРТИЗЫ) по бюджетной методологии компании "Гарант"

Центр осуществляет экспертную поддержку специалистов финансово-бюджетной сферы: бухгалтеров, экономистов, специалистов по налоговому учету, аудиторов (ревизоров), юристов, руководителей учреждений.

Какие задачи решает Центр:

1. Устное и письменное консультирование.

2. Подготовка аналитических материалов (энциклопедий, статей, пошаговых инструкций, обзоров изменений законодательства и судебной практики, путеводителей, калькуляторов) для системы ГАРАНТ.

3. Новости, статьи, интернет-рассылки, интервью с чиновниками для СМИ, включая портал ГАРАНТ.РУ.

4. Проверка (аудит) бухгалтерской (бюджетной) отчетности, учетной политики. Подготовка рекомендаций по оптимизации учетных процессов.

5. Рекомендации по постановке задач в целях автоматизации учетных процессов.

6. Поддержка в судах (в части финансово-бюджетных нарушений).

7. Подготовка видеоконтента, включая видеоролики.

8. Организация и проведение Семинаров и Круглых столов во всех регионах РФ.

9. Разработка локальных нормативных актов и иных документов, включая учетную политику.

10. Программы повышения квалификации.

11. Проведение исследований по изучению практик внедрения различных положений бюджетного законодательства на федеральном, региональном и муниципальном уровне ("Модели централизации учета, юридического и иного обслуживания учреждений"; "Практики организации внутреннего финансового контроля и аудита", "Модели налогового учета в учреждениях высшего образования", "Организация электронного документооборота при централизации бухгалтерского учета" и др.). 

В Центре работают специалисты:

1. Занимавшие должности главных бухгалтеров (начальников отделов сводной отчетности) региональных министерств, главных бухгалтеров крупнейших федеральных учреждений и учреждений города Москвы. Имеющие опыт составления сводной (консолидированной) отчетности.

2. Имеющие опыт контрольно-ревизионной работы в федеральных органах власти.

3. Имеющие опыт автоматизации учетных процессов в учреждениях и централизованных бухгалтериях, в том числе на базе 1С.