Определение в казенном учреждении лимита остатка наличных денег в кассе
Материал могут применять органы государственной власти (местного самоуправления) и казенные учреждения
При ведении кассовых операций казенными учреждениями применяется Указание Банка России от 11.03.2014 N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства", далее - Указание N 3210-У (см., в частности, п. 167 Инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н).
В силу п. 2 Указания N 3210-У юридическое лицо самостоятельно устанавливает лимит остатка наличных денег в кассе, издавая при этом соответствующий распорядительный документ. При этом размер лимита определяется в соответствии с приложением к Указанию N 3210-У, исходя из характера деятельности учреждения с учетом объемов поступлений или объемов выдач наличных денег.
Указание N 3210-У не содержит каких-либо специальных ограничений, связанных с порядком определения лимита остатка наличных денег в кассе казенными учреждениями - получатели бюджетных средств при ведении кассовых операций руководствуются Указанием N 3210-У, если иное не определено нормативным правовым актом, регулирующим порядок ведения кассовых операций получателями бюджетных средств (п. 1 Указания N 3210-У).
На практике публично-правовые образования при установлении порядка ведения кассовых операций получателями бюджетных средств, как правило, не предусматривают каких-либо особых требований к порядку определения лимита остатка наличных денег в кассе казенными учреждениями, вследствие чего расчет данного лимита осуществляется казенными учреждениями самостоятельно в общеустановленном порядке.
При этом требование о согласовании лимита остатка наличных денег казенным учреждением с каким либо органом власти (местного самоуправления), например, с главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, не предусмотрено ни нормами бюджетного и гражданского законодательства, ни положениями нормативных документов, регулирующих вопросы ведения бюджетного учета (см., в частности, ст. 158 БК РФ, а также Правила, утв. приказом Федерального казначейства от 30.06.2014 N 10н). Вместе с тем в отдельных публично-правовых образованиях существует практика определения (согласования) лимитов остатка наличных денег в кассах организаций госсектора финансовыми органами или главными распорядителями (распорядителями) бюджетных средств (см., например, п. 6 раздела 5.9 Плана, утв. приказом Департамента бюджета и финансов Смоленской области от 03.02.2014 N 20; п. 3.1.5 Договора на обслуживание лицевых счетов - Приложения N 3 к Порядку, утв. приказом Министерства финансов Пензенской области от 27.12.2010 N 106).
Лимит остатка наличных денег в кассе может определяться казенными учреждениями исходя из фактического (а для вновь созданных учреждений - из ожидаемого) объема:
1) поступлений наличных денег за проданные товары (выполненные работы, оказанные услуги);
2) выдач наличных денег*(1).
Как правило, у казенного учреждения отсутствуют поступления наличных денег в кассу за проданные товары (выполненные работы, оказанные услуги). Следовательно, в большинстве случаев при определении лимита такие учреждения руководствуются формулой расчета, приведенной в п. 2 приложения к Указанию N 3210-У, то есть исходят из объема выдач наличных денег, за исключением сумм наличных денег, предназначенных для выплат заработной платы, стипендий и других выплат работникам.
Под "заработной платой, стипендиями и другими выплатами работникам" при определении лимита остатка наличных денег, следует понимать:
- заработную плату;
- стипендии;
- выплаты, включенные в соответствии с методологией, принятой для заполнения форм федерального государственного статистического наблюдения, в фонд заработной платы;
- выплаты социального характера (другие выплаты).
Такой вывод следует, в частности, из содержания п. 2 Указания N 3210-У.
Для расчета лимита остатка наличных денег казенное учреждение располагает следующими данными:
- период пиковых объемов выдач наличных денег приходится на декабрь 2013 года;
- денежные средства, за исключением сумм, предназначенных для выплат заработной платы, стипендий и других выплат работникам, в кассу учреждения в декабре 2013 года получались 8, 14 и 22 числа;
- объем выплат в декабре, за исключением заработной платы, составил 33 880, 70 руб., в том числе: 14 400 руб. - компенсационные выплаты учащимся; 2 960 руб. - суточные; 15 840, 70 - оплата проезда в командировки; 680 руб. - закупки для хозяйственных нужд.
Определим лимит остатка наличных денег в кассе на 2014 год для данного учреждения.
Применяем формулу:
L = R / P x Nn, где:
L - лимит остатка наличных денег в рублях;
R - объем выдачи наличных денег, за исключением сумм наличных денег, предназначенных для выплаты заработной платы, стипендий и других выплат работникам, за расчетный период в рублях;
Р - расчетный период (не более 92 рабочих дней), определяемый учреждением, за который учитывается объем выдачи наличных денег в рабочих днях (при его определении могут учитываться периоды пиковых объемов выдачи наличных денег, а также динамика объемов выдачи наличных денег за аналогичные периоды прошлых лет);
Nn - период времени (не более 7 рабочих дней, а при расположении учреждения в населенном пункте, в котором отсутствует банк, - 14 рабочих дней) между днями получения по денежному чеку в банке учреждением наличных денег, за исключением сумм наличных денег, предназначенных для выплаты заработной платы, стипендий и других выплат работникам, в рабочих днях.
Компенсационные выплаты учащимся, являются выплатами социального характера и, следовательно, не должны учитываться при определении лимита остатка наличных денег.
Суточные, выплачиваемые работникам за время нахождения в командировках, напротив, вышеуказанным критериям не соответствуют и, соответственно, учитываются в расчете лимита в полном объеме.
Лимит остатка наличных денег определяем следующим образом:
(33 880, 70 - 14 400, 00) / 22 х 6 = 5 312, 92 руб.,
где: 33 880, 70 - общая сумма выплат;
14 400, 00 - сумма компенсационных выплат воспитанникам;
22 - количество рабочих дней в декабре 2013 года;
6 - количество рабочих дней между днями получения денежных средств по чеку.
_________________________
*(1) До 1 июня 2014 г. согласно приложению к Положению Банка России от 12.10.2011 N 373-П "О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации" рассчитывать лимит с учетом объема выдач наличных денег можно было только при отсутствии поступлений наличных денег за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги (выручки). Указание N 3210-У подобного требования не содержит. Каких-либо разъяснений Банка России и иных государственных органов по данному вопросу нет. Следовательно, в настоящее время учреждение вправе самостоятельно выбрать способ расчета лимита.
Темы
Денежные средства в кассе. Счет 201 34 (для госсектора)
Лимит остатка денежной наличности
См. также
Последствия неправильного расчета лимита остатка наличности
Определение в бюджетном (автономном) учреждении лимита остатка наличных денег в кассе
Калькуляторы
Калькулятор лимита остатка наличных денег в кассе исходя из наличной выручки
Калькулятор лимита остатка наличных денег в кассе исходя из объема выдачи наличных денег
Формы документов
Приказ об установлении лимита остатка наличных денежных средств в кассе
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.,
Верхова Н.А., Евсюкова В.А., Казакова Е.С., Якунин Д.А.