Организация учета при приватизации квартир в жилом доме, учитываемом на балансе (для госсектора)
Материал могут применять казенные, бюджетные и автономные учреждения, органы государственной власти (местного самоуправления) и другие организации госсектора
I. Из содержания писем Минфина России от 16.11.2006 N 03-06-01-04/202, от 11.06.2008 N 03-05-04-01/24 следует, что приватизацию отдельных квартир в жилом доме можно рассматривать как частичную реализацию (ликвидацию) основного средства (жилого дома).
Учитывая такую позицию специалистов уполномоченных органов, независимые эксперты, как правило, предлагают при приватизации квартир в жилом доме, учитываемом на балансе госучреждения, уменьшать балансовую стоимость такого объекта на стоимость приватизированных квартир.
В целях отражения операций по приватизации квартир их стоимость может быть определена расчетным путем на основании:
- балансовой и остаточной стоимости жилого дома;
- суммы амортизации, начисленной по жилому дому;
- площади помещений дома, принадлежащих всем собственникам;
- общей площади приватизированных квартир.
При этом порядок определения стоимости жилого дома после списания стоимости приватизированных квартир предлагается согласовать с органом, уполномоченным на ведение реестра государственного (муниципального) имущества.
II. Однако приведенная выше позиция далеко не бесспорна.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме. К общему имуществу относятся, в частности, помещения, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, обслуживающее более одного помещения в доме оборудование.
Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме:
- пропорциональна размеру общей площади указанного помещения (ч. 1 ст. 37 ЖК РФ);
- следует судьбе права собственности на указанное помещение (ч. 2 ст. 37 ЖК РФ). При этом собственник помещения в многоквартирном доме не вправе совершать любые действия, влекущие за собой передачу доли в праве общей собственности отдельно от права собственности на указанное помещение (п. 2 ч. 4 ст. 37 ЖК РФ).
Таким образом, если квартиры в многоквартирном жилом доме принадлежат двум и более собственникам, жилой дом в целях бухгалтерского (бюджетного) учета нельзя рассматривать в качестве отдельного самостоятельного объекта основных средств - речь может идти только об учете отдельных неприватизированных квартир (их совокупности), принадлежащих публично-правовому образованию, а также долей в праве общей собственности, которые относятся к данным квартирам (смотрите письма Минфина России от 16.11.2006 N 03-06-01-04/202, от 21.01.2008 N 03-03-06/2/2, от 11.06.2008 N 03-05-04-01/24).
Обратите внимание: специалисты Минрегиона России также приходят к выводу: учет многоквартирного дома, помещения в котором принадлежат двум и более различным собственникам, в реестре муниципального (государственного) имущества и (или) бухгалтерский учет многоквартирного дома на балансе управляющей или иной организации следует считать неправомерным (смотрите письмо Минрегиона России 20.12.2006 N 14316-РМ/07).
Учитывая приведенные выше аргументы, отдельные специалисты предлагают при приватизации квартир в жилом доме, учитываемом на балансе учреждения, отражать в бухгалтерском учете в общеустановленном порядке списание жилого здания с одновременной постановкой на учет отдельных неприватизированных квартир (с отражением их стоимости по кредиту счета учета доходов текущего финансового года).
В то же время, как показывает практика, такой порядок организации бухгалтерского (бюджетного) учета может вызвать определенные трудности на этапе представления (утверждения) бухгалтерской отчетности. При этом какие-либо официальные разъяснения Минфина России по рассматриваемой проблеме в настоящее время отсутствуют.
III. Возможен и "компромиссный" вариант учета: по дебету счета 0 401 10 172 "Доходы от реализации активов" может отражаться только остаточная стоимость приватизированных квартир. А оставшиеся суммы, относящиеся к неприватизированным квартирам и числящиеся на счетах 101 00 "Основные средства" и 104 00 "Амортизация", могут быть "распределены" по отдельным неприватизированным квартирам.
Таким образом, порядок организации бухгалтерского учета в данном случае желательно определить в учетной политике госучреждения (по возможности согласовав его с главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, учредителем). Такой порядок должен быть увязан с порядком учета жилищного фонда, применяемым органом, уполномоченным на ведение реестра государственного (муниципального) имущества (после приватизации отдельных квартир в реестре с соответствующими корректировками может продолжать учитываться жилое здание или же к учету могут быть приняты отдельные неприватизированные квартиры).
Специальный порядок организации бухгалтерского (бюджетного) учета неприватизированных квартир в жилых многоквартирных домах, ранее полностью принадлежавших публично-правовым образованиям, обусловлен исключительно особенностями действующего жилищного законодательства. А вот с точки зрения эксплуатации такие дома даже после приватизации отдельных квартир являются едиными и неделимыми объектами, которые могут учитываться эксплуатирующими организациями в забалансовом учете.
Может наступить момент, когда все квартиры в жилом доме, ранее полностью учитываемом на балансе госучреждения, будут приватизированы. В таких случаях отдельные должностные лица полагают возможным продолжать учитывать в балансовом учете стоимость общего имущества здания (технических этажей, чердаков, подвалов и т.д.), аргументируя свою позицию тем, что учреждение в той или иной мере продолжает участвовать в эксплуатации данного объекта.
Такой подход безусловно не правомерен - если все жилые помещения в многоквартирном доме принадлежат жильцам, оформившими право собственности в соответствии с Законом РФ от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", публично-правовое образование не обладает правом собственности на какую-либо часть общего имущества такого многоквартирного дома. Следовательно, общее имущество данного жилого здания не может числиться ни в составе имущества казны, ни в составе основных средств, закрепленных за каким-либо учреждением.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.,
Верхова Н.А., Евсюкова В.А., Казакова Е.С., Якунин Д.А.