Учет готовой продукции (для госсектора)
Материал могут применять казенные, бюджетные и автономные учреждения, органы государственной власти (местного самоуправления) и другие организации госсектора
Поступление приобретенных учреждением сырья и материалов, предназначенных для изготовления готовой продукции, по общему правилу должно отражаться в учете на основании товарно-сопроводительных документов поставщиков (продавцов) по фактической стоимости (п. 100 Инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, далее - Инструкция N 157н). Такие документы передаются в бухгалтерию лицами, ответственными за приемку и хранение материальных запасов, поле проставления на них отметок о получении материальных ценностей и об отражении их поступления в учете материально ответственных лиц. В бухгалтерском учете операция по оприходованию сырья и материалов может отражаться проводкой:
Дебет 0 105 00 340 Кредит 0 302 34 730 (0 208 00 660).
Передача сырья и материалов из мест хранения для производства готовой продукции в производственные помещения (цеха) может оформляться в соответствии с положениями учетной политики учреждения, к примеру, Требованием-накладной (ф. 0504204). Такая накладная может служить основанием для отражения в бухгалтерском учете внутреннего перемещения сырья и материалов, переданных для изготовления готовой продукции. А после предоставления в бухгалтерию документов на оприходование изготовленной продукции и сдачу неиспользованного сырья в места хранения, в учете на основании Требования-накладной (ф. 0504204) может отражаться списание стоимости сырья с балансового учета.
Отражение в бухгалтерском учете внутреннего перемещения сырья и материалов отражается следующей проводкой:
Дебет 0 105 00 340 Кредит 0 105 00 340.
В свою очередь, списание стоимости сырья и материалов с балансового учета, как правило, отражается по средней фактической стоимости проводкой:
Дебет 0 109 60 272 (0 109 70 272) Кредит 0 105 00 440.
Основанием для определения наименований и количества сырья и материалов, передаваемых в места изготовления готовой продукции лицам, ответственным за ее производство, служат:
- экономически обоснованные расчеты расхода сырья и материалов при изготовлении единицы каждого вида готовой продукции;
- документы, определяющие плановый объем выпуска готовой продукции на день.
Так, например, при изготовлении готовых блюд в столовой госучреждения могут оформляться следующие документы, формы которых утверждены постановлением Госкомстата России 25.12.1998 N 132:
- Калькуляционные карточки (ф. N ОП-1);
- Планы-меню (ф. N ОП-2).
В целях отражения в бухгалтерском учете операции по оприходованию готовой продукции может составляться Требование-накладная (ф. 0504204). В течение месяца оприходование готовой продукции осуществляется по плановой (нормативно-плановой) себестоимости на дату выпуска (дату принятия к учету) (п. 122 Инструкции N 157н). Нормативно-плановая себестоимость может быть равна определенной калькуляционным способом цене реализации изделия собственного производства (письмо Минфина России от 22.04.2016 N 02-07-05/23495). Естественно, что в распоряжении бухгалтерии должен находиться подготовленный профильным структурным подразделением учреждения расчет плановой себестоимости всех видов готовой продукции, при составлении которого должна учитываться не только стоимость используемых сырья и материалов, но и иные затраты (на оплату труда и перечисление страховых взносов, амортизацию оборудования и т.п.).
Принятие к учету готовой продукции может отражаться в учете бухгалтерской записью:
Дебет 0 105 27 340 (0 105 37 340) Кредит 0 109 60 000.
При этом конкретные аналитические счета счета 0 109 60 000 могут отражаться в учете в соответствии со структурой плановой себестоимости, предусмотренной соответствующим расчетом, на основании прилагаемых к Требованиям-накладным (ф. 0504204) Бухгалтерских справок (ф. 0504833).
Реализация готовой продукции в течение месяца также отражается по плановой (нормативно-плановой) себестоимости. При реализации готовой продукции в розницу ее списание с балансового учета может отражаться, например, на основании Актов о списании материальных запасов (ф. 0504230) с отражением в учете бухгалтерской записи:
Дебет 0 401 10 130 Кредит 0 105 27 440 (0 105 37 440).
Начисление дохода от реализации готовой продукции отражается на основании Товарного отчета и прилагаемых к нему первичных (сводных) учетных документов (товарных отгрузочных документов, отчетов кассира-операциониста, счетов (счетов-фактур) и т.д.) проводкой:
Дебет 0 205 31 560 Кредит 0 401 10 130.
Поступление в кассу учреждения выручки от реализации готовой продукции отражается проводкой:
Дебет 0 201 34 510 Кредит 0 205 31 660, одновременно отражается увеличение по забалансовому счету 17 (130 КОСГУ).
Как уже упоминалось выше, при расчете плановой себестоимости готовой продукции учитывается не только стоимость используемых сырья и материалов, но и иные затраты (непосредственно связанные с ее производством, а также подлежащие распределению на фактическую себестоимость готовой продукции по итогам определенных периодов). В течение месяца такие затраты списываются в дебет счета 0 109 60 000, 0 109 70 000, 0 109 80 000. После распределения накладных и общехозяйственных расходов по итогам месяца по дебету счета 0 109 60 000 формируется фактическая себестоимость каждого вида готовой продукции, выпущенной в течение месяца (при наличии продукции, не прошедшей всех стадий, предусмотренных технологическим процессом, ее стоимость определяется в порядке, установленном учетной политикой, и учитывается обособленно).
Естественно, что суммы плановой себестоимости готовой продукции (учитываемые по кредиту счета 0 109 60 000) и суммы фактической себестоимости (учитываемые по дебету счета 0 109 60 000) будут отличаться. По итогам месяца такие разницы принимаются к учету на основании Бухгалтерских справок (ф. 0504833) и соответствующих расчетов. При этом в учете отражаются бухгалтерские записи по каждому аналитическому счету счета 0 109 60 000, использовавшемуся в целях формирования данных о себестоимости готовой продукции.
В части реализованной готовой продукции отклонения могут списываться в дебет (кредит) счета 0 401 10 130 "Доходы от оказания платных услуг". В части нереализованной продукции счет 0 109 60 000 корректируется в корреспонденции со счетами 0 105 27 000, 0 105 37 000.
Тема
Материальные запасы. Счет 105 00 (для госсектора)
См. также
Особенности формирования себестоимости готовой продукции (для госсектора)
Оценка остатков готовой продукции на складе в целях налогообложения прибыли
Формы документов
Пример заполнения Требования-накладной (ф. 0504204)
Практические ситуации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.,
Верхова Н.А., Евсюкова В.А., Казакова Е.С., Якунин Д.А.