Расчеты с прочими дебиторами. Счет 210 05 (для госсектора)
Материал могут применять казенные, бюджетные и автономные учреждения, органы государственной власти (местного самоуправления) и другие организации госсектора
Согласно п. 235 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), на счете 210 05 организации госсектора учитывают расчеты с дебиторами по следующим операциям:
N п/п | Содержание хозяйственной операции | Особенности отражения операций | Примечание |
1. | Расчеты по суммам обеспечений заявок на участие в конкурсах и аукционах, предоставляемых учреждениями | Операции по увеличению (уменьшению) остатков денежных средств учреждений *(1) | Обеспечение перечисляется учреждениями в соответствии с требованиями ст. 44 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ и (или) соответствующей документацией |
2. | Расчеты по суммам обеспечений исполнения контрактов (договоров), заключаемых учреждениями в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) | Операции по увеличению (уменьшению) остатков денежных средств учреждений *(1) | Обеспечение предоставляется согласно ст. 96 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ и (или) условиям контракта (договора) |
3. | Расчеты по иным залоговым платежам и задаткам, перечисляемым учреждениями | Операции по увеличению (уменьшению) остатков денежных средств учреждений *(1) | Предоставление залоговых платежей, задатков может быть предусмотрено, в частности: - согласно § 8 "Обеспечительный платеж" главы 23 "Обеспечение исполнения обязательств" ГК РФ; - условиями соглашения сторон (договора) |
4. | Расчеты по ожидаемым к поступлению налогам (сборам, иным платежам), обязанность по уплате которых согласно законодательству считается исполненной согласно представленным декларациям, расчетам и иным документам | Расчеты, не связанные с движением денежных средств (поступление доходов) | Отражаются в учете соответствующих администраторов доходов бюджетов |
5. | Расчеты по договорам поручения (агентским договорам) | Расчеты, не связанные с движением денежных средств *(2) | Договоры заключаются в соответствии с положениями главы 49 "Поручение" или главы 52 "Агентирование" ГК РФ |
6. | Расчеты по договорам (соглашениям) с участием международных финансовых организаций | Расчеты, не связанные с движением денежных средств | |
7. | Иные факты хозяйственной жизни, в частности, расчеты по договорам, заключаемым в соответствии с главой 51 "Комиссия" ГК РФ, близкие по экономическому содержанию к расчетам по договорам поручения (агентским договорам) *(3) | - | Перечень расчетов, подлежащих учету на счете 210 05, является открытым. Основания для применения счета, прямо не предусмотренные Инструкцией N 157н и Инструкциями по применению Планов счетов, должны быть установлены Учетной политикой учреждения. |
Кроме того, учреждения могут заключать двусторонние договоры о безвозмездном получении услуг (работ) или трехсторонние договоры о безвозмездном получении услуг (работ), предусматривающие осуществление оплаты третьими лицами. Согласно учетной политике заключение таких договоров может отражаться в учете путем признания дебиторской задолженности соответствующего контрагента по дебету счета 210 05 в размере стоимости подлежащих безвозмездной передаче учреждению услуг (работ, товаров), а при поступлении этих услуг (работ) в учете может отражаться списание дебиторской задолженности. В частности, положениями учетной политики может быть предусмотрена возможность применения следующих бухгалтерских записей*(4):
N п/п | Дебет | Кредит | Содержание операции |
1 | 0 210 05 560 (0 210 05 000) | 0 401 10 180 | Отражено обязательство исполнителя по безвозмездному выполнению работ (оказанию услуг) |
2 | 0 401 10 180 | 0 210 05 660 (0 210 05 000) | Отражены принятые учреждением безвозмездно оказываемые услуги или безвозмездно выполненные работы, не приводящие к увеличению балансовой стоимости нефинансовых активов |
В рамках формирования учетной политики организации госсектора вправе устанавливать в составе рабочего плана счетов дополнительную группировку расчетов с прочими дебиторами - дополнительные аналитические коды номеров счетов бухгалтерского учета.
Подобные решения принимаются с учетом требований по раскрытию информации о результатах деятельности учреждения (раздельном учете), предъявляемых:
- законодательством РФ (в том числе налоговым);
- органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя.
По договору комиссии бюджетное (автономное) учреждение - комиссионер должно реализовать партию товаров комитента на сумму 118 000 руб. (в том числе НДС - 18 000 руб.). Комиссионеру причитается комиссионное вознаграждение в размере 10% от цены сделки, которое согласно условиям договора может быть удержано из сумм, причитающихся комитенту после предоставления комитенту отчета. Комиссионер полностью продал полученные на комиссию товары. Учреждение участвует в расчетах и удерживает свое вознаграждение из денежных средств, причитающихся комитенту. В соответствии с учетной политикой расчеты в рамках договора комиссии отражаются организацией с использованием счетов 210 05 "Расчеты с прочими дебиторами" и 304 06 "Расчеты с прочими кредиторами".
В бухгалтерском учете могут быть сделаны записи:
В бюджетном учреждении | В автономном учреждении | Сумма, руб. | Содержание операции | ||
Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | ||
118 000,00 | От комитента получены товары | ||||
2 201 11 510 | 2 210 05 660 (Расчеты с покупателями в рамках договора комиссии) | 2 201 11 000 | 2 210 05 000 (Расчеты с покупателями в рамках договора комиссии) | 118 000,00 | От покупателя поступили денежные средства |
Увеличение (510 КОСГУ) | Увеличение (510 КОСГУ) | ||||
118 000,00 | Товары переданы покупателю | ||||
2 210 05 560 (Расчеты с покупателями в рамках договора комиссии) | 2 304 06 730 (Расчеты с комитентом) | 2 210 05 000 (Расчеты с покупателями в рамках договора комиссии) | 2 304 06 000 (Расчеты с комитентом) | 118 000,00 | Отражена задолженность перед комитентом |
2 304 06 830 (Расчеты с комитентом) | 2 201 11 510 | 2 304 06 000 (Расчеты с комитентом) | 2 201 11 000 | 106 200,00 (118 000 - (118 000 х 10%)) | Денежные средства перечислены комитенту за вычетом вознаграждения комиссионера |
Увеличение (610 КОСГУ) | Увеличение (610 КОСГУ) | ||||
2 205 31 560 | 2 401 10 130 | 2 205 30 000 | 2 401 10 130 | 11 800,00 (118 000 х 10%) | Начислены доходы в виде вознаграждения комиссионера |
2 304 06 830 (Расчеты с комитентом) | 2 205 31 660 | 2 304 06 000 (Расчеты с комитентом) | 2 205 30 130 | 11 800,00 | Отражена выручка (вознаграждение) комиссионера |
2 401 10 130 | 2 303 04 730 | 2 401 10 130 | 2 303 04 000 | 1 800,00 (11 800 / 118 х 18) | Начислен НДС с вознаграждения комиссионера |
Аналитический учет по счету 210 05 согласно п. 236 Инструкции N 157н ведется в Карточке учета средств и расчетов (ф. 0504051) в разрезе:
- дебиторов;
- видов формируемых расчетов.
Отражение операций по счету осуществляется в Журнале по прочим операциям (ф. 0504071) (п. 237 Инструкции N 157н).
Информацию об аналитических счетах и типовых корреспонденциях, применяемых в целях ведения бухгалтерского учета расчетов с прочими дебиторами, смотрите в путеводителях:
- для бюджетных и автономных учреждений.
___________________
*(1) Согласно Указаниям, утвержденным приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н, в бухгалтерском учете и отчетности автономного или бюджетного учреждения указанные операции отражаются с применением статьи 510 "Поступление на счета бюджетов" (610 "Выбытие со счетов бюджетов") КОСГУ (письмо Минфина России от 27.04.2015 N 02-07-07/24261).
*(2) Поступающие учреждению - агенту от плательщиков денежные средства не являются доходами учреждения и отражаются в Плане ФХД как увеличение остатков средств остатков средств учреждения. При этом средства, полученные учреждением в качестве вознаграждения по агентскому договору, следует отражать в Плане ФХД как доход учреждения (см. письмо Минфина России от 22.07.2016 N 02-05-11/43045).
*(3) В случае если комитентом установлена минимальная цена реализации товаров, пререданных на комиссию, и предусмотрена возможность комиссионера реализации товаров по более высокой цене, разница между фактической и минимальной ценой реализации может быть отражена в бухгалтерском учете бюджетного (автономного) учреждения в качестве доходов учреждения, т.е. на счете 205 30 "Расчеты по доходам от оказания платных работ, услуг", минуя счет 210 05 "Расчеты с прочими дебиторами". В аналогичном порядке могут отражаться расчеты по удержанию учреждением - комиссионером причитающегося ему вознаграждения из сумм, причитающихся комитенту, в случаях если согласно условиям договора комиссии размер вознаграждения установлен в процентном соотношении от сумм полученной от реализации товаров выручки, а вознаграждение может быть удержано до представления комитенту отчета.
*(4) Учитывая отсутствие в Инструкции N 157н, а также в Инструкциях NN 174н и 183н счетов, непосредственно предназначенных для отражения безвозмездно оказанных учреждению услуг (выполненных работ), их учет может быть организован с применением забалансового счета, дополнительно введенного в этих целях учреждением в соответствии с п.п. 1, 332 Инструкции N 157.
Тема
Прочие расчеты с дебиторами. Счет 210 00 (для госсектора)
См. также
Счет 02 "Материальные ценности, принятые на хранение" (для госсектора)
Расчеты с прочими кредиторами. Счет 304 06 (для госсектора)
Формы документов
Пример заполнения Карточки учета средств и расчетов (ф. 0504051)
Практические ситуации
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.,
Верхова Н.А., Евсюкова В.А., Казакова Е.С., Якунин Д.А.