Порядок осуществления бюджетными (автономными) учреждениями операций с денежными средствами
Если иное не установлено федеральным законом, бюджетные учреждения должны, а автономные учреждения могут осуществлять операции с поступающими им средствами через лицевые счета, открываемые в территориальном органе Федерального казначейства или финансовом органе субъекта РФ, муниципального образования (п. 8 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", далее - Закон N 7-ФЗ; ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", далее - Закон N 174-ФЗ). Именно эти органы определяют порядок открытия и ведения таких лицевых счетов. Для организаций, обслуживающихся в органах Федерального казначейства, Порядок открытия и ведения лицевых счетов утвержден приказом Федерального казначейства от 17.10.2016 N 21н *(1).
На отдельных лицевых счетах учитываются операции со средствами:
1) субсидий на иные цели и субсидий на осуществление капвложений (ч. 8 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ, далее - Закон N 83-ФЗ; ч.ч. 3.6, 3.7 ст. 2 Закона N 174-ФЗ);
2) обязательного медицинского страхования (ч. 8 ст. 30 Закона N 83-ФЗ; ч. 3.8 ст. 2 Закона N 174-ФЗ).
Оплата денежных обязательств при осуществлении бюджетных инвестиций осуществляется федеральными бюджетными и автономными учреждениями в порядке, установленном для получателей средств федерального бюджета, с соответствующих лицевых счетов для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств (пп. "б" п. 14 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 09.01.2014 N 13).
Согласно положениям п. 5 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ и п. 3.12 ст. 2 Закона N 174-ФЗ бюджетные и автономные учреждения могут осуществлять полномочия органа государственной власти (местного самоуправления) по исполнению публичных обязательств. На основании положений ч. 9 ст. 30 Закона N 83-ФЗ и п. 3.14 ст. 2 Закона N 174-ФЗ такие операции учитываются на лицевом счете, открытом органу государственной власти (местного самоуправления) в органе Федерального казначейства или финансовом органе субъекта РФ (муниципального образования) как получателю бюджетных средств (смотрите, например, Порядок, утвержденный постановлением Правительства РФ от 02.08.2010 N 590; п. 3 письма Минфина России от 09.02.2012 N 02-03-09/429).
В отличие от бюджетных учреждений, автономные учреждения согласно положениям ч.ч. 3, 3.7 ст. 2 Закона N 174-ФЗ вправе открывать счет (счета) в кредитных организациях для осуществления операций со средствами:
- субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания;
- от приносящей доход деятельности;
- во временном распоряжении.
Операции со средствами субсидий на иные цели также могут учитываться на счетах, открытых в кредитных организациях, но только после проверки документов, подтверждающих произведенные кассовые расходы. По мнению специалистов Федерального казначейства, данное требование означает, что средства целевых субсидий могут перечисляться на банковские счета автономных учреждений только в рамках возмещения расходов, ранее произведенных такими учреждениями за счет собственных средств (письмо Минфина России от 29.01.2013 N 02-13-06/295).
Решение об открытии банковских счетов в конкретной кредитной организации принимается руководителем автономного учреждения после рассмотрения заключения наблюдательного совета (п. 11 ч. 1, ч. 3 ст. 11 Закона N 174-ФЗ).
Порядок обеспечения получателей бюджетных средств, а также бюджетных и автономных учреждений наличными деньгами регулируется Правилами обеспечения наличными денежными средствами организаций, лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), утвержденными приказом Федерального казначейства от 30.06.2014 N 10н в целях реализации полномочий, предусмотренных ст. 241.1 БК РФ. При этом автономные учреждения, имеющие банковские счета в кредитных организациях, обеспечиваются наличными денежными средствами в общеустановленном порядке (с учетом требований правовых актов, изданных Банком России).
Действующее законодательство не содержит запрета на заключение бюджетными и автономными учреждениями договоров на осуществление инкассаторских услуг. Однако для учреждений, лицевые счета которым открыты в казначейских органах, должно выполняться правило: инкассируемые суммы наличных денег должны вноситься инкассаторами на счет N 40116 "Средства для выдачи и внесения наличных денег и осуществления расчетов по отдельным операциям" без зачисления на счета кредитных организаций, оказывающих инкассаторские услуги (письмо Минфина России от 16.12.2013 N 02-03-007/55345).
Бюджетные (автономные) учреждения осуществляют операции с денежными средствами с учетом следующих требований нормативных правовых актов:
Вид денежных средств | Порядок проведения кассовых операций органами казначейства и кредитными организациями | ||
По лицевым счетам бюджетного учреждения | По лицевым счетам автономного учреждения | По счетам автономного учреждения в кредитных организациях | |
Субсидия на выполнение государственного (муниципального) задания; Средства от приносящей доход деятельности; Средства во временном распоряжении | 1. Контроль достаточности денежных средств на лицевом счете (счете) | ||
ч. 6 ст. 30 Закона N 83-ФЗ; п. 6 Порядка (утв. приказом Федерального казначейства от 19.07.2013 N 11н) | ч. 3.4 ст. 2 Закона N 174-ФЗ; п. 6 Порядка (утв. приказом Федерального казначейства от 08.12.2011 N 15н) | п. 2.10 Положения Банка России от 19.06.2012 N 383-П "О правилах осуществления перевода денежных средств" | |
2. Документы, подтверждающие возникновение денежных обязательств, не представляются | |||
ч. 15 ст. 30 Закона N 83-ФЗ | ч. 3.9 ст. 2 Закона N 174-ФЗ | ч. 3 ст. 2 Закона N 174-ФЗ | |
Субсидия на иные цели | Проверка: - документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств; - соответствия содержания операции кодам бюджетной классификации и целям предоставления субсидии | Проверка документов, подтверждающих произведенные кассовые расходы | |
ч. 16 ст. 30 Закона N 83-ФЗ; п. п. 19, 20 Порядка (утв. приказом Федерального казначейства от 16.07.2010 N 72н) | ч. 3.10 ст. 2 Закона N 174-ФЗ; п.п. 19, 20 Порядка (утв. приказом Федерального казначейства от 16.07.2010 N 72н) | ч. 3.7 ст. 2 Закона N 174-ФЗ | |
Субсидия на осуществление капвложений | Проверка: - документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств; - соответствия содержания операции кодам кодам бюджетной классификации и целям предоставления субсидии | ||
ч. 16 ст. 30 Закона N 83-ФЗ п.п. 19, 20 Порядка (утв. приказом Федерального казначейства от 16.07.2010 N 72н) | ч. 3.10 ст. 2 Закона N 174-ФЗ п.п. 19, 20 Порядка (утв. приказом Федерального казначейства от 16.07.2010 N 72н) | ||
Средства обязательного медицинского страхования | Контроль достаточности денежных средств на лицевом счете (счете) | ||
ч. 8 ст. 30 Закона N 83-ФЗ | ч. 3.8 ст. 2 Закона N 174-ФЗ |
__________________________
*(1) Письмом Федерального казначейства от 29.12.2016 N 07-04-05/05-1051 доведены Методические рекомендации по заполнению форм документов - приложений к Порядку открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства, утвержденному приказом Федерального казначейства от 17.10.2016 N 21н
Темы
Особенности правового положения бюджетных (автономных) учреждений
Денежные средства. Счет 201 00 (для госсектора)
См. также
Субсидия на выполнение госзадания
Субсидия на иные цели (целевая субсидия)
Гранты, предоставляемые госучреждениям
Учет расчетов по доходам в бюджетном (автономном) учреждении
Классификация операций сектора государственного управления (КОСГУ)
Нецелевое использование бюджетных средств и имущества получателями бюджетных средств
Неэффективное использование бюджетных средств и имущества (для госсектора)
Размещение автономными учреждениями средств субсидии на госзадание на депозитных счетах
Практические ситуации
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.,
Верхова Н.А., Евсюкова В.А., Казакова Е.С., Якунин Д.А.