Исполнение бюджета по расходам. Бюджетные и денежные обязательства
Определения понятий "расходное обязательство", "бюджетное обязательство", "денежное обязательство" даны в статье 6 БК РФ.
Суть этих трех видов обязательств в целях организации бюджетного учета простыми словами можно объяснить так:
Расходное обязательство - это обязанность публично-правового образования или действующего от его имени казенного учреждения предоставить средства из бюджета.
Бюджетное обязательство - это расходное обязательство, которое должно быть исполнено в соответствующем финансовом году (текущем, очередном и т.д.).
Денежное обязательство - это обязанность уплатить денежные средства в соответствующем финансовом году (текущем, очередном и т.д.), возникшая в рамках ранее принятого бюджетного обязательства либо одновременно с принятием бюджетного обязательства.
Перечень расходных обязательств, устанавливаемых публично-правовыми образованиями, приведен в главе 11 БК РФ. Обобщая положения ст. 6 БК и главы 11 БК РФ, возможно выделить обязательства, возникающие в результате:
- принятия законов и (или) нормативных правовых актов соответствующего уровня;
- заключения договоров и соглашений органами власти, а также казенными учреждениями;
- принятия законов и (или) нормативных правовых актов, предусматривающих предоставление межбюджетных трансфертов.
В целях исполнения расходных обязательств в бюджете публично-правового образования в соответствии со ст. 69 БК РФ предусматриваются бюджетные ассигнования на:
1) оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) (ст. 69.1 БК РФ);
2) социальное обеспечение населения (ст. 74.1 БК РФ);
3) предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями и государственными (муниципальными) унитарными предприятиями (ст. 80 БК РФ);
4) предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам (ст. 78 БК РФ);
5) предоставление межбюджетных трансфертов (глава 16 БК РФ);
6) предоставление платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права;
7) обслуживание государственного (муниципального) долга (глава 14 БК РФ);
8) исполнение судебных актов по искам к публично-правовым образованиям о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов власти (местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов (глава 24.1 БК РФ).
Основы исполнения бюджетов установлены Главой 24 БК РФ.
При этом конкретный порядок исполнения бюджета публично-правового образования устанавливается финансовым органом, на который в силу ст. 215.1 БК РФ возлагаются полномочия по организации исполнения бюджета. Кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется Федеральным казначейством либо органами исполнительной власти субъекта РФ в рамках переданных им полномочий по кассовому обслуживанию бюджета субъекта РФ, бюджета территориального государственного внебюджетного фонда субъекта РФ, а также бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта РФ (далее - казначейские органы).
Взаимосвязь обязательств и кассового исполнения определена статьей 219 БК РФ.
Согласно ст. 219 БК РФ исполнение бюджета по расходам предусматривает следующие этапы:
1. Доведение прав на принятие бюджетных обязательств (абзац 1 п. 3 ст. 219 БК РФ);
2. Принятие бюджетных обязательств. Постановка принятых бюджетных обязательств и денежных обязательств на учет в казначейском органе (абзац 2 п. 3, абзац 2 п. 5 ст. 219 БК РФ) *(1);
3. Подтверждение получателем бюджетных средств принятых денежных обязательств (п. 4 ст. 219 БК РФ);
4. Санкционирование казначейским органом оплаты денежных обязательств (п. 5 ст. 219 БК РФ);
5. Подтверждение исполнения денежных обязательств (п. 6 ст. 219 БК РФ).
Учет лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований, доведенных получателю бюджетных средств, принятых бюджетных обязательств, а также операций по оплате денежных обязательств, осуществляется казначейскими органами на лицевых счетах получателей бюджетных средств (см., в частности, п. 4 Порядка, утв. приказом Федерального казначейства от 17.10.2016 N 21н).
Положительный результат санкционирования не является основанием для отражения на лицевом счете исполнения денежного обязательства. Исполнение денежных обязательств на лицевых счетах получателей бюджетных средств отражается на основании платежных документов, подтверждающих списание денежных средств с единого счета бюджета (п. 6 ст. 219 БК РФ). При этом механизм исполнения бюджета по расходам исключает возможность списания денежных средств с единого счета бюджета в день направления платежного документа в финорган по месту открытия получателю бюджетных средств соответствующего лицевого счета.
Кроме того, невозможность исполнения денежных обязательств в день поступления платежных документов в финорган обусловлена порядком кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований, утвержденным приказом Федерального казначейства от 10.10.2008 N 8н (далее - Порядок N 8н). Даже при завершении процедуры санкционирования финорганом в день представления платежного документа, для списания средств с единого счета бюджета, открываемого органом Федерального казначейства, финорган направляет платежные документы в территориальный орган Федерального казначейства по месту обслуживания. При этом предельные сроки списания средств с единого счета бюджета непосредственно Порядком N 8н не регламентированы.
В целях соблюдения получателем бюджетных средств сроков исполнения денежных обязательств, установленных действующим законодательством, а также сроков, установленных для исполнения денежного обязательства в рамках конкретного бюджетного обязательства (государственного (муниципального) контракта), при направлении платежных документов следует учитывать предполагаемые сроки списания денежных средств с единого счета бюджета. Так, в частности, датой исполнения обязанности по уплате налогов и страховых взносов в силу пп. 2 п. 3 ст. 45 НК РФ считается дата отражения на лицевом счете получателя бюджетных средств по перечислению денежных средств. Согласно ст. 140 ТК РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. В обоих случаях несоблюдение получателем бюджетных средств установленных сроков ввиду особенностей порядка исполнения бюджета по расходам может повлечь негативные последствия как для учреждения в целом, так и для отдельных должностных лиц *(2).
______________________
*(1) В соответствии с Порядком, утв. приказом Минфина России от 30.12.2015 N 221н (далее - Порядок N 221н), на федеральном уровне органами Федерального казначейства в качестве принятых бюджетных обязательств учитываются также принимаемые обязательства. Основанием для постановки на учет указанных обязательств согласно п. 8 Порядка N 221н являются:
- решение получателя средств федерального бюджета о размещении в ЕИС извещения об осуществлении закупки;
- направление в соответствии с п. 6 "Порядка взаимодействия ...", утв. приказом Минфина России от 04.07.2016 N 104н, в орган Федерального казначейства Сведений о закрытых объектах контроля.
*(2) Как правило, при увольнении работника в день подачи заявления произвести окончательный расчет с ним в этот же день не представляется возможным. В отдельных случаях суды, рассматривая дела об административных правонарушения по ст. 5.27 КоАП РФ, принимают во внимание особенности исполнения денежных обязательств, обусловленные статусом организации госсектора (см., например, решение Трехгорного городского суда Челябинской области от 04.04.2016 по делу N 12-5/2016, решение Астраханского областного суда от 10.04.2015 по делу N 21-158/2015). В то же время нередко суды указывают и на обоснованность привлечения учреждений и должностных лиц к административной ответственности за нарушение сроков расчетов при увольнении, установленных ст. 140 ТК РФ (см., в частности, решение Центрального районного суда г. Челябинска Челябинской области от 03.11.2015 по делу N 12-597/2015, решение Гатчинского городского суда Ленинградской области от 21.04.2014 по делу N 12-78/2014). При этом даже в случае если судом приняты во внимание доводы учреждения об отсутствии вины в нарушении сроков, отсутствуют основания для освобождения работодателя от уплаты компенсации за задержку выплат (см., например, решение Ивановского областного суда от 08.11.2016 по делу N 21-285/2016).
Тема
Особенности правового положения казенных учреждений
См. также
Доведение прав на принятие бюджетных обязательств
Особенности принятия бюджетных обязательств и постановки их на учет в казначейских органах
Санкционирование оплаты денежных обязательств казначейскими органами
Учет санкционирования расходов в казенном учреждении
Учет бюджетных обязательств, принятых казенным учреждением
Учет денежных обязательств, принятых казенным учреждением
Практические ситуации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.,
Верхова Н.А., Евсюкова В.А., Казакова Е.С., Якунин Д.А.