Поступление материальных запасов (для госсектора)
Материал могут применять казенные, бюджетные и автономные учреждения, органы государственной власти (местного самоуправления) и другие организации госсектора
По общему правилу в балансовом учете госучреждения могут учитываться только те материальные запасы, которые принадлежат ему на праве оперативного управления. Следовательно, если в учреждении отсутствуют документы, подтверждающие, что поступившие активы принадлежат ему на праве оперативного управления, имущество должно учитываться за балансом (п. 332 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, далее - Инструкция N 157н). Напомним, что право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за учреждением, возникает у этого учреждения только с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника (п. 1 ст. 299 ГК РФ).
Если в рамках централизованного снабжения (снабжения учредителем подведомственных учреждений) в соответствии с условиями государственного (муниципального) контракта имущество, которое может учитываться в составе материальных запасов, отгружается поставщиком непосредственно учреждению, то для постановки активов на балансовый учет необходимо располагать документами, подтверждающими:
- принятие уполномоченным органом решения о передаче имущества на праве оперативного управления;
- приемку-передачу имущества на основании такого решения.
А вот при приобретении за плату имущества, подлежащего учету в составе материальных запасов, право оперативного управления возникает у госучреждения "автоматически" (ст. 218, п. 2 ст. 299 ГК РФ).
После того, как должностные лица убедятся в том, что поступившее имущество принадлежит госучреждению на праве оперативного управления, следует исключить возможность учета данных активов в составе основных средств. Для этого необходимо выяснить, выполняются ли условия отнесения имущества к основным средствам.
В случае приобретения имущества за плату определить возможность его отнесения к материальным запасам следует еще на этапе принятия решения о покупке, ведь от такого решения будет зависеть применение при перечислении денежных средств кодов бюджетной классификации.
В ходе следующего этапа работы необходимо определить, сформирована ли фактическая стоимость активов, которые планируется учитывать в составе материальных запасов. Ответ на этот вопрос зависит от профессиональных суждений сотрудников бухгалтерской службы. В то же время есть и объективные критерии, позволяющие разрешить данную проблему: активы должны быть приведены в состояние, пригодное к использованию в запланированных целях; имущество должно быть доставлено в организацию и т.п.
Если требуются дополнительные вложения в поступившие активы и иное не предусмотрено действующей методологией бухгалтерского учета, стоимость поступившего имущества, а также все суммы дополнительных вложений "накапливаются" на счете 106 04 "Вложения в материальные запасы" и лишь затем относятся в дебет счета 105 00 "Материальные запасы".
В настоящее время действует требование об обособленном отражении в учете бюджетных (автономных) учреждений имущества, используемого в различных видах деятельности. Однако достаточно часто материальные запасы (прежде всего не потребляемые) используются сразу в рамках нескольких видов деятельности. В таких случаях активы должны учитываться с указанием кода вида финансового обеспечения, определяемого с учетом трех факторов:
1) источников средств, за счет которых они приобретались;
2) источника средств, за счет которого преимущественно будет осуществляться дальнейшее содержание материальных запасов;
3) вида деятельности, при осуществлении которого преимущественно будут использоваться поступившие активы.
Материальные запасы, безвозмездно поступающие в бюджетные (автономные) учреждения от организаций негосударственного сектора и физических лиц, в соответствии с положениями Инструкций по применению Планов счетов отражаются в учете с кодом вида деятельности 2 "Приносящая доход деятельность".
Имущество, поступающее в бюджетные (автономные) учреждения от организаций государственного сектора (в том числе и созданных на базе имущества иных публично-правовых образований), также может учитываться в рамках приносящей доход деятельности. Такой порядок учета будет обоснован в том случае, если поступления связаны с исполнением каких-либо двусторонних договоренностей (прежде всего с исполнением гражданско-правовых договоров, заключенных между передающей и принимающей стороной).
Если же материальные запасы поступают в бюджетное (автономное) учреждение от какой-либо организации государственного сектора во исполнение решения органа, осуществляющего права собственника государственного (муниципального) имущества, имущество может учитываться в рамках основной деятельности - с указанием кода 4 "Субсидии на выполнение государственного муниципального задания". Дело в том, что полномочия органов власти (местного самоуправления) не предполагают возможность закрепления имущества за учреждениями в целях осуществления ими с использованием таких активов исключительно приносящей доход деятельности.
По общему правилу отражение поступающих в госучреждение материальных запасов по дебету счета 105 00 "Материальные запасы" осуществляется на основании первичных документов, оформляемых контрагентами (товарно-сопроводительных документов, актов приема-передачи безвозмездно передаваемых материальных запасов и т.п.). При наличии расхождений с данными документов передающей стороны госучреждением составляются Акты о приемке материалов (материальных ценностей) (ф. 0504220).
Если по каким-либо причинам контрагент (передающая сторона) не предоставляет сопроводительные документы, оприходование материальных запасов может оформляться на основании первичных документов, оформляемых госучреждением самостоятельно с учетом требований ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" и п. 7 Инструкции N 157н. Например, подобным образом может оформлять жертвование госучреждениям материальных запасов физическими лицами.
Тема
Материальные запасы. Счет 105 00 (для госсектора)
См. также
Расходы за счет ФСС по сокращению травматизма (для госсектора)
Вложения в материальные запасы (для госсектора)
Первичные документы по учету материальных запасов (для госсектора)
Снабжение учреждений имуществом (для госсектора)
Формы документов
Пример заполнения Акта приемки материалов (материальных ценностей) (ф. 0504220)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.,
Верхова Н.А., Евсюкова В.А., Казакова Е.С., Якунин Д.А.