Организация учета материальных ценностей, поступающих по результатам списания, разукомплектации имущества, ремонтных работ (для госсектора)
Материал могут применять казенные, бюджетные и автономные учреждения, органы государственной власти (местного самоуправления) и другие организации госсектора
В госучреждениях регулярно осуществляются мероприятия по списанию (ликвидации, разборке, утилизации), разукомплектации имущества, принадлежащего им на праве оперативного управления, а также периодически выполняются ремонтные работы. В результате в распоряжение госучреждений поступают отходы (металлолом, макулатура, ветошь и т.п.), а также комплектующие, запасные части и другие "вторичные" материалы. При этом у организаций государственного сектора право оперативного управления на подобные материальные запасы возникает с момента их поступления (п. 2 ст. 299 ГК РФ).
Казенные учреждения принимают к учету поступающее в указанном выше порядке имущество по коду вида деятельности 1 "Бюджетная деятельность".
А вот бюджетные (автономные) учреждения по общему правилу должны отражать такие приходные операции в рамках приносящей доход деятельности (код 2). Дело в том, что применяемая в настоящее время методология бухгалтерского учета предполагает, что в рамках вида финансового обеспечения 4 "Субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания" должны отражаться только доходы, получаемые бюджетными (автономными) учреждениями в виде:
- соответствующих субсидий, а также сумм возврата дебиторской задолженности прошлых лет, образовавшейся в рамках исполнения бюджетных смет;
- любого имущества, поступающего от собственника (учредителя).
Иные доходы, в том числе и в виде стоимости материальных запасов, остающихся в распоряжении бюджетного (автономного) учреждения по результатам проведения демонтажных, ремонтных работ, работ по разукомплектации объектов нефинансовых активов, по общему правилу должны отражаться в рамках вида деятельности "2" При этом не имеет значения, учитывались ли соответствующие нефинансовые активы по виду деятельности "2" или по виду деятельности "4".
Фактическая стоимость материальных запасов, остающихся у госучреждения в результате разборки, утилизации (ликвидации), основных средств или иного имущества, в соответствии с положениями п. 106 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), определяется исходя из:
- текущей оценочной стоимости материальных ценностей на дату принятия к бухгалтерскому учету;
- стоимости доставки материальных запасов;
- сумм, уплачиваемых за приведение имущества в состояние, пригодное для использования.
В аналогичном порядке может определяться и фактическая стоимость материальных запасов, приходуемых по результатам ремонтных работ.
Расходы, связанные с реализацией мероприятий, предусмотренных Актами о списании имущества, или же оплатой демонтажных работ, как правило, в фактическую стоимость вновь принимаемых к учету материальных запасов не включаются и списываются в дебет счетов 0 401 00 000 "Финансовый результат экономического субъекта", 0 109 00 000 "Затраты на изготовление продукции, выполнение работ, услуг".
В результате списания, разукомплектации имущества или выполнения ремонтных работ могут также образовываться твердые и жидкие отходы, не подлежащие использованию в процессе деятельности госучреждения, переработке, реализации.
Такие отходы не отвечают критериям отнесения имущества к нефинансовым активам и, соответственно, не подлежат балансовому учету (см., в частности, п.п. 22, 98 Инструкции N 157н). В то же время они могут "генерировать" определенные расходы - госучреждение обязано обеспечить их вывоз и утилизацию в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Оприходование материальных запасов должно отражаться в регистрах бухгалтерского учета на основании первичных учетных документов (накладных поставщика и т.п.) (ч. 1 ст. 10 Закона N 402-ФЗ; п. 11 Инструкции N 157н).
Материальные запасы, поступающие в результате списания, разукомплектации имущества или выполнения ремонтных работ, могут приниматься к учету, к примеру, по Приходным ордерам на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов) (ф. 0504207), оформляемым госучреждением самостоятельно. При ликвидации объектов нефинансовых активов данные Приходные ордера (ф. 0504207) оформляются на основании сведений о поступлении материальных ценностей от списания объектов имущества (демонтированных деталей и узлов), указанных в Актах о списании имущества (ф.ф. 0504104, 0504105, 0504143).
Кроме того, учитывая характер конкретных фактов хозяйственной жизни, дополнительно могут применяться иные первичные документы, разработанные на основе форм, утвержденных постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а. Например, при осуществлении ремонтных (демонтажных) работ подрядным способом может быть составлен Акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений (форма N М-35).
И наконец, в госучреждении обязательно должны быть оформлены документы, подтверждающие оценочную стоимость материальных запасов, принимаемых к учету (см., в частности, п.п. 25, 106 Инструкции N 157н).
Согласно Инструкциям по применению Планов счетов принятие к учету материальных запасов в рассматриваемой ситуации осуществляется в следующем порядке:
Основание оприходования материальных запасов | Кредит счета |
Проведение ремонтных работ, в том числе работ по демонтажу экспериментальных устройств (материальные запасы, в том числе комплектующие, запасные части, ветошь, дрова, макулатура, металлолом, иные материалы, остающиеся в распоряжении учреждения для хозяйственных нужд) | 0 401 10 180 "Прочие доходы" |
Ликвидация (разборка, утилизация) объектов основных средств, разукомплектация объектов учета | 0 401 10 172 "Доходы от операций с активами" |
Тема
Поступление материальных запасов (для госсектора)
См. также
Вложения в материальные запасы (для госсектора)
Первичные документы по учету материальных запасов (для госсектора)
Списание государственного и муниципального имущества
Формы документов
Пример заполнения Акта о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (ф. 0504143)
Пример заполнения Акта о списании транспортного средства (ф. 0504105)
Практические ситуации
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.,
Верхова Н.А., Евсюкова В.А., Казакова Е.С., Якунин Д.А.