Снабжение учреждений имуществом (для госсектора)
Материал могут применять казенные, бюджетные и автономные учреждения, органы государственной власти (местного самоуправления) и другие организации госсектора
Проблема снабжения госучреждений различными видами имущества достаточно часто решается их учредителями (иными уполномоченными органами) путем безвозмездной передачи в эти учреждения нефинансовых активов. Практика показывает, что такой способ снабжения широко применяется как в отношении казенных учреждений, а зачастую и в отношении бюджетных (автономных) учреждений. Более того, в ряде случаев нефинансовые активы, приобретенные на одном уровне бюджетной системы, передаются на иные уровни (например, оплаченное за счет средств федерального бюджета имущество может подлежать передаче в муниципальные учреждения).
Специалисты уполномоченных ведомств отмечают, что осуществление закупок в пользу бюджетных и автономных учреждений с передачей им товаров (результатов работ, услуг) с уменьшением объема субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания противоречит бюджетному законодательству и законодательству о государственных (муниципальных) учреждениях (письмо Минфина России и Минэкономразвития России от 04.12.2014 NN 30338-ЕЕ/Д28и, 02-01-09/64023).
Согласно ст. 26 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в публично-правовом образовании может быть создано специальное уполномоченное казенное учреждение (дирекция, комендатура и т.п.), которое будет обеспечивать централизацию закупок по содержанию недвижимости казенных и бюджетных учреждений (письмо Минфина России от 21.04.2016 N 02-07-10/23382). Речь идет, в частности, об оплате капвложений, работ по текущему и капитальному ремонту. Уполномоченной организацией может быть и орган власти (местного самоуправления). А вот бюджетное учреждение наделить такими полномочиями нельзя.
Для бюджетных учреждений спецорганизация может определить контрагентов. Заключать и оплачивать контракты, вести бухучет соответствующих операций должны сами бюджетные учреждения. Есть ли какие-то альтернативы? Да. Бюджетные учреждения могут передать недвижимость в казну, а затем получить ее уже по договору аренды или безвозмездного пользования. Впоследствии спецорганизация будет нести расходы на содержание имущества казны согласно требованиям ГК РФ и договоров аренды (ссуды).
Для казенных учреждений и органов власти спецорганизация может осуществлять закупки работ и услуг по содержанию имущества, в т.ч. самостоятельно заключать контракты. Уполномоченной организации ЛБО на содержание имущества должны доводиться по КБК, соответствующим функциям заказчиков, в интересах которых закупаются работы (услуги). Если согласно контракту работы (услуги) принимает спецорганизация, она должна организовать раздельный учет операций (в т.ч. по принятым обязательствам). Если же приемку осуществляет обслуживаемое казенное учреждение (орган власти), то ему для отражения в балансовом учете по Извещению (ф. 0504805) должны быть переданы капвложения и расходы (финрезультат).
Существует несколько способов снабжения госучреждений имуществом. Так, активы могут поступать в учреждение:
1) непосредственно от органа, осуществляющего в отношении госучреждения функции и полномочия учредителя;
2) от иных органов власти (местного самоуправления);
3) от государственных (муниципальных) учреждений, в том числе в рамках исполнения решений органов власти (местного самоуправления) по изъятию и передаче объектов имущества;
4) от организаций-поставщиков в рамках выполнения их обязательств по соответствующим контрактам (договорам), оплата по которым производилась организациями госсектора.
Каким бы из перечисленных выше способов не осуществлялось снабжение госучреждения имуществом, оно должно приниматься к учету в рамках основного вида деятельности: казенными учреждениями - с кодом 1 "Бюджетная деятельность", бюджетными (автономными) учреждениями - с кодом 4 "Субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания".
Безвозмездное получение госучреждениями имущества от организаций госсектора может быть обусловлено договорными отношениями с этими организациями. Такое имущество отражается в учете в рамках приносящей доход деятельности при переходе права оперативного управления к получателю имущества в соответствии с п. 2 ст. 299 ГК РФ.
В рамках снабжения материальными ценностями в госучреждение могут поступать следующие виды имущества:
1) закрепленное за госучреждением на праве оперативного управления (ст.ст. 123.21, 296 ГК РФ);
2) передаваемое госучреждению на праве безвозмездного пользования (глава 36 ГК РФ);
3) передаваемое на хранение (глава 47 ГК РФ);
4) статус которого не определен.
В дальнейшем на основании поступающих в организацию документов статус имущества может изменяться и, соответственно, будет изменяться порядок его дальнейшего учета.
По общему правилу право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за учреждением, возникает у этого учреждения только с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника (п. 1 ст. 299 ГК РФ). А вот на объекты недвижимости право оперативного управления по общему правилу возникает у принимающей стороны только после его государственной регистрации (п. 1 ст. 131 ГК РФ).
Право оперативного управления учреждений на получаемое недвижимое имущество регистрируется только после регистрации права собственности на это имущество за публично-правовым образованием. На движимое имущество право собственности переходит одновременно с переходом права оперативного управления, причем данный факт не требует какого-либо специального документального оформления.
Таким образом, для подтверждения возникновения права оперативного управления и, как следствие, для отражения в балансовом учете активов, поступающих в рамках организованного уполномоченными органами снабжения, госучреждение должно располагать документами, подтверждающими:
1) принятие органом, осуществляющим права собственника, решения о передаче (закреплении) имущества на праве оперативного управления (решение может быть оформлено в виде отдельного правового акта, может содержаться в контракте или иных документах, правовых актах);
2) приемку-передачу имущества на основании такого решения (актами, накладными);
3) регистрацию права собственности (оперативного управления) на объекты недвижимости.
По итогам соответствующего отчетного периода передаваемый (получаемый) объект имущества обязательно должен числиться в балансовом учете и бухгалтерской отчетности, но только у одной стороны - передающей или принимающей. При этом у второй стороны это же имущество может учитываться за балансом.
Обмен информацией о постановке имущества на балансовый учет (списании с балансового учета) между принимающей стороной и организатором снабжения осуществляется, как правило, путем оформления Извещений (ф. 0504805). Инициировать оформление таких Извещений может любая сторона, если иное прямо не предусмотрено соответствующим правовым актом (письма Минфина России от 09.11.2016 N 02-06-10/65577, от 17.11.2016 N 02-07-10/67862, от 06.12.2016 N 02-07-10/72571, от 23.12.2016 N 02-07-10/77822). Кроме того, информация о поступлении имущества должна направляться госучреждениями в установленном порядке иным организациям госсектора, не являющимся организаторами конкретной поставки, но заинтересованным в получении соответствующих данных (речь прежде всего идет об органах, осуществляющих ведение реестров государственного (муниципального) имущества, а также об органах, осуществляющих функции и полномочия учредителей в отношении учреждений-получателей имущества).
Темы
Организация бухгалтерского учета (для госсектора)
Государственное и муниципальное имущество
См. также
Снабжение казенных учреждений материальными ценностями
Снабжение бюджетных (автономных) учреждений имуществом
Внутриведомственные расчеты госучреждения. Счет 304 04
Финансовый результат. Счет 400 00 (для госсектора)
Счет 02 "Материальные ценности, принятые на хранение" (для госсектора)
Формы документов
Пример заполнения Извещения (ф. 0504805)
Практические ситуации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.,
Верхова Н.А., Евсюкова В.А., Казакова Е.С., Якунин Д.А.