Пример. Учет материальных ценностей, поступающих по результатам списания нефинансовых активов (для госсектора)
Материал могут применять казенные, бюджетные и автономные учреждения, органы государственной власти (местного самоуправления) и другие организации госсектора
В Инструкциях по применению Планов счетов приведены корреспонденции, в соответствии с которыми материальные запасы, полученные от ликвидации (разборки, утилизации) объектов основных средств, приходуются сразу же на счет 0 105 00 000 "Материальные запасы".
В то же время согласно п. 106 Инструкции N 157н на момент оприходования полученных таким образом материальных ценностей их фактическая стоимость может быть не сформирована - текущую оценочную стоимость поступивших активов может понадобиться увеличить на стоимость доставки или суммы, уплачиваемые за приведение имущества в состояние, пригодное для использования. В подобных ситуациях формирование фактической стоимости материальных запасов должно осуществляться в общеустановленном порядке на счете 0 106 00 000 "Вложения в нефинансовые активы".
Согласно п. 13 ст. 250 НК РФ по общему правилу в целях налогообложения прибыли доходы в виде стоимости полученных материалов или иного имущества при демонтаже или разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств относятся к внереализационным доходам.
Бюджетное (автономное) учреждение на основании решения, согласованного учредителем, осуществляет списание автомобиля, числящегося в составе особо ценного движимого имущества, по причине физического износа.
Первоначальная стоимость автомобиля 498 000 руб., сумма начисленной амортизации - 456 500 руб.
Автомобиль передан в специализированную организацию, в которой были произведены следующие работы:
1) демонтаж годных к использованию узлов (агрегатов) на сумму 2 360 руб. (в т. ч. НДС - 360 руб.);
2) приведение узлов (агрегатов) в состояние, пригодное к использованию (очистка, промывка, мелкий ремонт) на сумму 590 руб. (в т. ч. НДС - 90 руб.);
3) разборка автомобиля на сумму 11 800 руб. (в т. ч. НДС - 1 800 руб.) (в результате получены металлолом и детали, не подлежащие вторичной переработке).
Работы оплачены за счет средств от приносящей доход деятельности.
Комиссией учреждения определена оценочная стоимость, материальных запасов, переданных учреждению по результатам разборки (утилизации) автомобиля:
- узлы (агрегаты) - 5 000 руб.;
- металлолом - 7 000 руб.
Полученные узлы (агрегаты) планируется использовать в деятельности, не облагаемой НДС. Металлолом подлежит дальнейшей реализации. Детали, не подлежащие вторичной переработке, будут передаваться на утилизацию.
Операции по реализации лома и отходов черных и цветных металлов освобождаются от обложения НДС (пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ). Порядок отнесения конкретных материальных ценностей к "лому и отходам черных и цветных металлов" в целях применения главы 21 НК РФ приведен в письме Минфина России от 01.07.2011 N 03-07-07/32.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации "входной" НДС, предъявленный специализированной организацией, в полном объеме включается в стоимость соответствующего имущества, работ и не принимается к вычету (п. п. 23, 47, 224 Инструкции N 157н, п. 2 ст. 170 НК РФ).
В бухгалтерском учете следует сделать записи:
В бюджетном учреждении | В автономном учреждении | Сумма, | Содержание операции | ||
Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | ||
4 101 25 310 (Имущество, переданное на разборку) | 4 101 25 310 | 4 101 25 000 (Имущество, переданное на разборку) | 4 101 25 000 | 456 500, 00 | Автомобиль передан в специализированную организацию на разборку |
Увеличение 50 (Имущество, переданное на разборку) | Увеличение 50 (Имущество, переданное на разборку) | ||||
2 401 20 226 | 2 302 26 730 | 2 401 20 226 | 2 302 26 000 | 2 360, 00 | Учтены расходы на демонтаж годных к использованию узлов (агрегатов) (с учетом НДС) |
2 401 20 226 | 2 302 26 730 | 2 401 20 226 | 2 302 26 000 | 11 800, 00 | Учтены расходы по разборке автомобиля (с учетом НДС) |
2 106 34 340 | 2 302 26 730 | 2 106 34 000 | 2 302 26 000 | 590, 00 | В составе вложений учтены затраты на промывку и очистку узлов (агрегатов) (с учетом НДС) |
2 106 34 340 | 2 401 10 172 | 2 106 34 000 | 2 401 10 172 | 5 000, 00 | Полученные узлы (агрегаты) учтены в составе вложений по оценочной стоимости |
2 105 36 340 | 2 401 10 172 | 2 105 36 000 | 2 401 10 172 | 7 000, 00 | Полученный металлолом учтен по оценочной стоимости |
2 302 26 830 | 2 201 11 610 | 2 302 26 000 | 2 201 11 000 | 14 750, 00 | Оплачена стоимость выполненных работ |
Увеличение (226 КОСГУ) | Увеличение (226 КОСГУ) | ||||
По окончании мероприятий по разборке автомобиля в учете отражено: | |||||
4 104 25 410 | 4 101 25 410 (Имущество, переданное на разборку) | 4 104 25 000 | 4 101 25 000 (Имущество, переданное на разборку) | 456 500, 00 | - списание суммы начисленной по нему амортизации; |
4 401 10 172 | 4 101 25 410 (Имущество, переданное на разборку) | 4 401 10 172 | 4 101 25 000 (Имущество, переданное на разборку) | 41 500, 00 (498 000 - 456 500) | - списание остаточной стоимости; |
Уменьшение 50 (Имущество, переданное на разборку) | Уменьшение 50 (Имущество, переданное на разборку) | - выбытие с забалансового учета | |||
2 105 36 340 | 2 106 34 340 | 2 105 36 000 | 2 106 34 000 | 5 590, 00 (5 000 + 590) | Полученные узлы (агрегаты) учтены в составе материальных запасов по сформированной фактической стоимости |
Казенное учреждение по причине физического износа списывает деревянную мебель общей балансовой стоимостью 120 000 руб. (амортизация начислена полностью). Одновременно к учету принимаются расходные материалы, получаемые при разборке данной мебели, общей оценочной стоимостью - 10 000 руб. (стоимость определена профильной комиссией). Данные материалы подлежат дальнейшему использованию в основной деятельности казенного учреждения.
Дебет | Кредит | Сумма, руб. | Содержание операции |
КРБ 1 105 36 340 | КДБ 1 401 10 172 | 10 000, 00 | Расходные материалы, полученные при разборке мебели, учтены по оценочной стоимости |
КРБ 1 104 36 410 | КРБ 1 101 36 410 | 120 000, 00 | По окончании мероприятий по разборке в учете отражено списание предметов мебели |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Госсектор: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб организаций государственного сектора
Материал приводится по состоянию на декабрь 2017 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Авторский коллектив:
С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор
Е. Янчарин, заместитель начальника Управления организации капитального строительства ДТ МВД России
В. Пименов, руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова
А. Семенюк, государственный советник РФ 3 класса
А. Шершнева, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
О. Левина, советник государственной гражданской службы 1 класса
О. Монако, аудитор
А. Кузьмина, кандидат юридических наук
Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях госсектора
А. Суховерхова, ведущий эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
В. Сульдяйкина, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"
и др.
Перечень сокращений:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Указания N 65н - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденная приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности