Оформление первичных документов (для госсектора)
Решение может применяться в любых организациях государственного сектора: в органах государственной власти (местного самоуправления), казенных, бюджетных и автономных учреждениях
В целях обеспечения своевременного и достоверного отражения в бухгалтерском учете фактов хозяйственной жизни госучреждение должно формировать первичный учетный документ при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания (ч. 3 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", далее - Закон N 402-ФЗ; п. 9 Инструкции N 157н).
Лица, ответственные за оформление фактов хозяйственной жизни, обеспечивают:
- своевременное и качественное оформление документов;
- передачу документов в установленные сроки для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета;
- достоверность содержащихся в первичных документах данных.
Полномочия по подписанию первичных учетных документов, устанавливаются руководителем организации госсектора (см., например, письмо Минфина России от 10.09.2013 N 07-01-06/37273).
Лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, не несет ответственность за соответствие составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни (ч. 3 ст. 9 Закона N 402-ФЗ).
Согласно ч. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ организации государственного сектора оформляют первичные документы по формам, установленным в соответствии с бюджетным законодательством. Так, в настоящее время госучреждениями обязательно должны применяться унифицированные формы*(1):
- требования об оформлении которых предусмотрены Приложениями к приказу Минфина России от 30.03.2015 N 52н*(2);
- установленные правовыми актами уполномоченных органов на основании федеральных законов.
В иных случаях могут применяться формы, разработанные госучреждением самостоятельно (порядок их применения и заполнения должен быть предусмотрен учетной политикой).
Положения Инструкций по применению Планов счетов в большинстве случаев не регулируют порядок применения первичных документов - почти все упоминания о правилах использования первичных документов из текста этих правовых актов исключены (см. приказы Минфина России от 30.11.2015 N 184н, от 31.12.2015 N 227н, от 31.12.2015 N 228н). Каким документом необходимо оформить операцию? По общему правилу ответ на этот вопрос должна дать учетная политика, ее положения не могут противоречить Методическим указаниям по применению унифицированных форм (см., например, абзац второй п. 2 приказа Минфина России от 16.12.2010 N 174н). Ревизоры же должны проверять, как учреждение соблюдает разработанный самостоятельно порядок применения первичных документов.
История вопроса
Ранее, до вступления в силу приказов Минфина России от 30.11.2015 N 184н, от 31.12.2015 N 227н, от 31.12.2015 N 228н, Инструкции по применению Планов счетов, содержали нормы, регулирующие порядок применения первичных документов.
Положения Инструкции N 162н в части первичных учетных документов должны были применяться только до перехода казенного учреждения, органа власти на формирование документов в соответствии с Приказом N 52н, то есть до внесения соответствующих изменений в учетную политику (п. 5 приказа Минфина России от 06.12.2010 N 162н).
Бюджетные и автономные учреждения также могли применять положения Инструкции N 174н и Инструкции N 183н в части первичных учетных документов только до перехода на формирование документов в соответствии с Приказом N 52н. Дело в том, что в отношении нормативных правовых актов одинаковой юридической силы применяется правило, согласно которому даже если в последующем акте отсутствует специальное предписание об отмене ранее принятых положений, в случае коллизии между ними действует последующий акт. При этом независимо от времени принятия приоритетными признаются нормы того акта, который специально предназначен для регулирования соответствующих отношений (см., например, постановление Конституционного Суда РФ от 29.06.2004 N 13-П, определение Конституционного Суда РФ от 07.06.2011 N 746-О-О).
Общие требования к оформлению первичных документов установлены ст. 9 Закона N 402-ФЗ и Положением, утвержденным Минфином СССР от 29.07.1983 N 105 (далее - Положение N 105)*(3).
Единые для любых организаций госсектора правила применения и заполнения форм первичных учетных документов класса 05 "Унифицированная система бухгалтерской финансовой, учетной и отчетной документации государственного сектора управления" ОКУД установлены "Методическими указаниями..." (Приложение N 5 к приказу Минфина России от 30.03.2015 N 52н). Правила применения и заполнения иных унифицированных форм утверждаются уполномоченными органами (Банком России и др.).
Госучреждения вправе включить в первичный (сводный) учетный документ, сформированный на основе унифицированной формы, дополнительные реквизиты, если иное не установлено действующим законодательством (п. 7 Инструкции N 157н).
А вот удаление отдельных реквизитов из унифицированных форм первичных учетных документов не допускается (см., в частности, Приложение N 5 к приказу Минфина России от 30.03.2015 N 52н).
Формы первичных документов, разрабатываемые госучреждением самостоятельно, должны содержать обязательные реквизиты, перечисленные в ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ. Например, таким образом могут оформляться Акты выполненных работ (услуг), в том числе по госконтрактам (см. письма Минфина России от 09.04.2014 N 02-06-10/16186, от 18.07.2016 N 02-07-10/41873). Помимо приведенных в Законе N 402-ФЗ реквизитов соответствующие первичные документы, оформляемые госучреждениями, обязательно должны содержать информацию, необходимую для осуществления платежей, направляемых в доход бюджетов (абзац восьмой п. 7 Инструкции N 157н).
Положения ст. 9 Закона N 402-ФЗ допускают возможность составления первичных документов без указания величины денежного измерения факта хозяйственной жизни - они могут содержать только натуральные величины. Возможность формирования подобных документов должна быть предусмотрена внутренними бухгалтерскими стандартами госучреждения. При этом применение документации, оформляемой подобным образом, возможно только в целях отражения операций, осуществляемых внутри организации.
1. В типографии учреждения изготовлена полиграфическая продукция, которая будет использоваться в основной деятельности организации. Ее выдача ответственным должностным лицам учреждения может быть оформлена накладными без указания стоимости (в случае, если стоимость этой продукции на момент передачи не сформирована).
2. В рамках снабжения имуществом госучреждение получило материальные средства, которые в установленном порядке были выданы ответственным лицам и израсходованы на нужды учреждения еще до поступления информации об их стоимости. В данном случае для отражения перемещения и списания материальных средств также вполне обоснованно могут использоваться первичные документы, оформляемые с указанием только натуральных величин.
Среди обязательных реквизитов не упоминается печать организации. В то же время ее наличие на самостоятельно разработанной или унифицированной форме первичного документа конечно же не может рассматриваться в качестве нарушения (письмо Минфина России от 06.08.2015 N 03-01-10/45390). Более того, по сложившейся в настоящее время традиции документы, заверенные с помощью печати, вызывают у контрагентов больше доверия.
Порядок заполнения отдельных унифицированных форм прямо предусматривает требование о наличии оттиска печати. Соответственно, для таких форм отсутствие печати - это повод для признания документа недействительным.
Свободные строки в первичных документах подлежат обязательному прочерку (п. 2.9 Положения N 105). Строгое соблюдение этого требования позволит свести к минимуму риски злоупотреблений, связанных с отражением в первичных документах недостоверных данных.
Согласно п. 8 Инструкции N 157н по общему правилу без подписи главного бухгалтера (уполномоченного им на то лица) не принимаются к бухгалтерскому учету:
1) денежные и расчетные документы;
2) документы, оформляющие финансовые вложения;
3) договоры займа, кредитные договоры.
В случаях разногласий между руководителем госучреждения и главным бухгалтером по осуществлению отдельных хозяйственных операций первичные документы могут приниматься к исполнению и учету без подписи главного бухгалтера. Основанием для такого рода действий должностных лиц бухгалтерии может быть только письменное распоряжение руководителя госучреждения, в соответствии с которым он берет на себя ответственность за осуществление соответствующей операции.
Документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, принимаются к отражению в бухгалтерском учете при наличии подписей руководителя и главного бухгалтера или уполномоченных ими на то лиц.
Первичные и сводные учетные документы могут составляться:
1) на бумажных носителях;
2) на машинных носителях в виде электронного документа (согласно Приложению N 5 к приказу Минфина России от 30.03.2015 N 52н данный способ является приоритетным - на бумажном носителе документы формируются только в случае отсутствия возможности хранения в электронном виде или в силу прямого требования правовых актов).
Документы, оформляемые на бумажных носителях, могут быть заполнены:
- вручную;
- с помощью компьютерной техники;
- смешанным способом (частично вручную, а частично с использованием компьютерной техники).
При заполнении первичного документа в смешанной форме существенно возрастает риск того, что в случае какого-либо разбирательства он будет рассматриваться в качестве документа, в который внесены исправления (в том числе и не теми лицами, которые его оформляли). Поэтому госучреждениям желательно минимизировать число первичных документов, оформляемых смешанным способом.
Оформлять первичные документы только в электронном виде (без применения бумажных носителей) госучреждение может в том случае, если они в установленном порядке будут заверены квалифицированной электронной подписью. Порядок использования электронной подписи при организации электронного документооборота определен Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи". Копии таких документов на бумажных носителях госучреждению необходимо будет изготавливать за свой счет:
- по письменному запросу других участников хозяйственных операций;
- по требованию органов, осуществляющих контроль в соответствии с законодательством РФ, суда и прокуратуры.
Виды электронных подписей, используемых для подписания документов бухгалтерского учета, устанавливаются федеральными стандартами бухгалтерского учета (п. 4 ч. 3 ст. 21 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"). До принятия соответствующих федеральных стандартов организациям госсектора необходимо руководствоваться положениями Приложения N 5 к приказу Минфина России от 30.03.2015 N 52н, согласно которым первичные учетные документы составляются в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью.
______________________________
*(1) Обоснованность применения такого подхода подтверждается разъяснениями специалистов финансового ведомства (см., например, письма Минфина России от 06.06.2014 N 02-06-05/27550, от 06.06.2014 N 02-06-10/27554).
*(2) Организация госсектора самостоятельно принимает решение о дате начала применения новых форм, утвержденных Приказом N 52н (см. письма Минфина России от 10.06.2015 N 02-07-07/33768, Федерального казначейства от 10.06.2015 N 07-04-05/02-374). Желательно, чтобы эта дата была согласована с вышестоящей организацией и утверждена локальным документом организации (учетной политикой).
*(3) Применяется в части, не противоречащей соответствующим законодательным и иным нормативным правовым актам, изданным позднее.
Тема
Бухгалтерские документы (для госсектора)
См. также
Кассовые и иные документы, оформляемые при ведении кассовых операций
Внесение исправлений в первичные учетные документы (для госсектора)
Использование копий первичных учетных документов (для госсектора)
Хранение первичных документов, учетных регистров и бухгалтерской отчетности (для госсектора)
Практические ситуации
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.,
Верхова Н.А., Евсюкова В.А., Казакова Е.С., Якунин Д.А.