Регистры бухгалтерского учета (для госсектора)
Решение может применяться в любых организациях государственного сектора: в органах государственной власти (местного самоуправления), казенных, бюджетных и автономных учреждениях.
Данные, содержащиеся в первичных (сводных) учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета (ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", далее - Закон N 402-ФЗ; п. 11 Инструкции N 157н). При этом не допускаются:
- пропуски или изъятия при регистрации объектов бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета (ч. 2 ст. 10 Закона N 402-ФЗ);
- регистрация мнимых и притворных объектов бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета (ч. 2 ст. 10 Закона N 402-ФЗ);
- ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых госучреждением регистров бухгалтерского учета (ч. 3 ст. 10 Закона N 402-ФЗ).
Перечень регистров бухгалтерского учета, применяемых госучреждениями, приведен в Приложении N 3 к приказу Минфина России от 30.03.2015 к приказу Минфина России от 30.03.2015 N 52н (далее - Приказ N 52н). Единые правила их формирования перечислены в Методических рекомендациях (Приложение N 5 к Приказу N 52н).
Регистры бухгалтерского учета подписываются лицами, на которых приказом (распоряжением) руководителя госучреждения возложена ответственность за их формирование.
Правильность отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их.
Удаление отдельных реквизитов из форм регистров бухгалтерского учета не допускается. В то же время возможно изменение размеров граф и строк учетных регистров, а также включение в них дополнительных реквизитов (строк) и создание вкладных листов при изготовлении соответствующей бланочной продукции или формировании машинограмм учетных регистров.
Подобные положения предусмотрены Методическими рекомендациями (Приложение N 5 к Приказу N 52н) и п. 19 Инструкции N 157н.
В соответствии с положениями ч. 6 ст. 10 Закона N 402-ФЗ учетные регистры могут составляться:
1) на бумажных носителях;
2) на машинных носителях, в виде электронного документа с использованием квалифицированной электронной подписи (согласно п. 19 Инструкции N 157н и Приложению N 5 к Приказу N 52н данный способ составления учетных регистров является приоритетным - на бумажном носителе они формируются только в случае отсутствия возможности хранения в электронном виде или в силу прямого требования правовых актов).
При составлении регистров бухгалтерского учета на бумажных носителях, их заполнение может осуществляться:
- вручную;
- с помощью компьютерной техники;
- смешанным способом (частично вручную, а частично с использованием компьютерной техники).
Учетные процессы автоматизированы практически во всех госучреждениях. Однако использование бухгалтерского программного обеспечения вовсе не отменяет обязанность формирования учетных регистров на бумажных носителях. Составление и хранение регистров бухгалтерского учета исключительно на машинных носителях возможно только в том случае, если они заверяются в установленном порядке электронными подписями.
Согласно п. 19 Инструкции N 157н периодичность формирования машинограмм регистров бухгалтерского учета госучреждению следует определить в рамках формирования учетной политики. Она не может быть реже периодичности, установленной для составления бухгалтерской отчетности, формируемой на основании данных определенного регистра.
Согласно п. 12 Инструкции N 157н формирование регистров бухгалтерского учета (Журналов операций) и Главной книги по сведениям, составляющим государственную тайну, осуществляется обособленно и с соблюдением норм законодательства РФ о защите государственной тайны.
Регистры бухгалтерского учета формируются в виде книг, журналов и карточек.
Записи в регистры бухгалтерского учета осуществляются по мере совершения операций и принятия к бухгалтерскому учету первичного (сводного) учетного документа, но не позднее следующего дня после получения первичного (сводного) учетного документа.
Согласно Методическим рекомендациям (Приложение N 5 к Приказу N 52н) при ведении бухгалтерских Книг должны выполняться следующие требования.
1. Листы книг должны быть:
- прошнурованы;
- пронумерованы.
2. Количество листов должно быть:
- заверено подписями руководителя и главного бухгалтера госучреждения;
- скреплено печатью госучреждения.
Если бухгалтерская Книга ведется вручную (на бумажных носителях), то все перечисленные выше требования должны быть выполнены до начала ее использования в качестве учетного регистра.
В случае автоматизированного ведения Книги нумерация листов осуществляется автоматически в порядке возрастания с момента ее открытия, а выведенные на бумажные носители листы брошюруются в хронологическом порядке. В этом случае прошнуровать книгу, а также заверить количество листов подписями уполномоченных лиц и печатью необходимо по итогам года (либо чаще: например, по накоплению ста листов).
Тема
Организация бухгалтерского учета (для госсектора)
См. также
Систематизация учетных данных. Журналы операций. Главная книга (для госсектора)
Исправление ошибок в регистрах бухгалтерского учета (для госсектора)
Хранение первичных документов, учетных регистров и бухгалтерской отчетности (для госсектора)
Регистры налогового учета в организациях госсектора
Практические ситуации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.,
Верхова Н.А., Евсюкова В.А., Казакова Е.С., Якунин Д.А.