Валютные счета организаций госсектора
Материал могут применять казенные, бюджетные и автономные учреждения, органы государственной власти (местного самоуправления) и другие организации госсектора
По общему правилу получатели бюджетных средств (в т.ч. казенные учреждения), а также бюджетные учреждения осуществляют операции с поступающими им средствами только через лицевые счета, открываемые в территориальном органе Федерального казначейства или финансовом органе субъекта РФ (муниципального образования) (п. 4 ст. 161 БК РФ, п. 8 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", далее - Закон N 7-ФЗ).
Согласно ст. 38.2 БК РФ и ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ указанные выше ограничения не распространяются на операции, осуществляемые в соответствии с валютным законодательством РФ (см. также п. 3 Порядка, утв. приказом Минфина России от 22.12.2016 N 240н).
Автономные учреждения вправе осуществлять операции с поступающими им средствами через счета, открываемые в кредитных организациях, в том числе и при осуществлении валютных операций (ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях").
Частью 1 ст. 14 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ) предусмотрено, что юридические лица (резиденты) вправе без ограничений открывать в уполномоченных банках банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте, если иное не установлено данным законом.
Уполномоченными банками признаются кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством РФ и имеющие право на основании лицензий Центрального банка РФ осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте (п. 8 ч. 1 ст. 1 Закона N 173-ФЗ).
Таким образом, действующее законодательство не содержит запрета на открытие получателями бюджетных средств (в т.ч. казенными учреждениями), бюджетными и автономными учреждениями банковских счетов в кредитных организациях в иностранной валюте для осуществления валютных операций, в частности, для осуществления расчетов с нерезидентами (см., например, письма Минфина России от 06.03.2012 N 03-03-10/21, от 24.06.2013 N 02-13-09/23796, от 03.06.2013 N 02-03-08/20261; п. 2.8.2 Порядка, утв. приказом Федерального казначейства от 10.10.2008 N 8н).
При заключении договоров на открытие валютных банковских счетов организации госсектора осуществляют выбор кредитных организаций на конкурсной основе в установленном порядке.
Порядок оплаты услуг кредитной организации по обслуживанию валютного счета определяется договором банковского счета (ст. ст. 845, 846, 851 ГК РФ).
В некоторых случаях для проведения операций с иностранной валютой учреждение обязано иметь в банке валютный счет.
Например, при направлении сотрудников в служебную командировку за пределы территории РФ суточные выплачиваются в иностранной валюте (п.п. 16, 18 Положения, утв. постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 N 749; п. 26 Порядка, утв. указом Президента РФ от 18.07.2005 N 813). Согласно п. 9 ч. 1 ст. 9 Закона N 173-ФЗ разрешено проведение между резидентами валютных операций при оплате и (или) возмещении расходов физического лица, связанных со служебной командировкой за пределы территории РФ, а также операций при погашении неизрасходованного аванса, выданного в связи со служебной командировкой.
Согласно пп. "а" п. 9 ч. 1 ст. 1 Закона N 173-ФЗ приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа является валютной операцией. Расчеты при осуществлении валютных операций осуществляются юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком РФ (ч. 2 ст. 14 Закона N 173-ФЗ, Инструкция Банка России от 30.05.2014 N 153-И).
Таким образом, сотрудникам, выезжающим в командировку за рубеж, выдача аванса производится в иностранной валюте через кассу учреждения путем снятия валюты с валютного счета или покупки учреждением валюты в банке. При этом покупка валюты через банк также предполагает наличие у организации госсектора валютного счета (см. телеграмму Минфина России от 10.12.2013 N 02-06-007/54200, письмо Минфина России от 24.06.2013 N 02-13-09/23796).
Осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством РФ или осуществленных с нарушением валютного законодательства РФ, включая куплю-продажу иностранной валюты минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках в случаях, не предусмотренных валютным законодательством РФ, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции (п. 1 ст. 15.25 КоАП РФ).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Госсектор: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб организаций государственного сектора
Материал приводится по состоянию на июль 2018 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Авторский коллектив:
С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор
Е. Янчарин, заместитель начальника Управления организации капитального строительства ДТ МВД России
В. Пименов, руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова
А. Семенюк, государственный советник РФ 3 класса
А. Шершнева, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
О. Левина, советник государственной гражданской службы 1 класса
О. Монако, аудитор
А. Кузьмина, кандидат юридических наук
Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях госсектора
А. Суховерхова, ведущий эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
В. Сульдяйкина, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"
и др.
Перечень сокращений:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Указания N 65н - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденная приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности