Лицевые счета участников бюджетного процесса
Материал могут применять органы государственной власти (местного самоуправления) и казенные учреждения
Казенные учреждения, органы государственной власти и местного самоуправления по общему правилу осуществляют операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открываемые в Федеральном казначействе, финансовых органах субъектов РФ или муниципальных образований (далее - лицевые счета) (п.п. 4, 11 ст. 161, ст. 220.1 БК РФ).
Кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ (проведение и учет операций по кассовым поступлениям в бюджеты и кассовым выплатам из бюджетов) осуществляется Федеральным казначейством (ст. 6, часть четвертая ст. 215.1 БК РФ). Иными словами, "по умолчанию" лицевые счета участникам бюджетного процесса должны открываться именно в органах Федерального казначейства.
В то же время в соответствии с частью пятой ст. 215.1 БК РФ исполнительным органам государственной власти субъекта РФ могут передаваться полномочия Федерального казначейства по кассовому обслуживанию исполнения:
- бюджета субъекта РФ;
- бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта РФ;
- бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта РФ.
Полномочия передаются:
1) на основании соглашения с исполнительным органом государственной власти субъекта РФ;
2) при условии финансового обеспечения указанных полномочий за счет собственных доходов бюджета субъекта РФ и наличия в собственности (пользовании, управлении) субъекта РФ необходимого для их осуществления имущества.
В некоторых случаях субъекты РФ не вправе отказываться от кассового обслуживания исполнения бюджетов через органы Федерального казначейства.
Так, в субъектах РФ, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций, а также предоставляемых субъектам РФ из Инвестиционного фонда РФ субсидий) из федерального бюджета в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 60 процентов объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта РФ, организация исполнения бюджета субъекта РФ осуществляется с открытием и ведением лицевых счетов главным распорядителям, распорядителям, получателям средств бюджета субъекта РФ и главным администраторам (администраторам) источников финансирования дефицита бюджета субъекта РФ в органах Федерального казначейства (пп. 2 п. 4 ст. 130 БК РФ).
Порядок кассового обслуживания исполнения Федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов и порядок осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов утвержден приказом Федерального казначейства от 10.10.2008 N 8н.
Порядок открытия, ведения, переоформления и закрытия лицевых счетов участников бюджетного процесса, обслуживающихся в органах Федерального казначейства, утвержден приказом Федерального казначейства от 17.10.2016 N 21н (далее - Порядок N 21н) *(1). Взимание платы за обслуживание этих лицевых счетов Порядком N 21н не предусмотрено.
Лицевые счета, открываемые в финансовом органе субъекта РФ (муниципального образования), открываются и ведутся в порядке, установленном этим финансовым органом (часть четвертая ст. 220.1 БК РФ)*(2).
И наконец, Порядок санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета утвержден приказом Минфина России от 17.11.2016 N 213н*(3). Порядок санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств и администраторов источников финансирования дефицита иных бюджетов определяется соответствующими финансовыми органами (ст.ст. 219, 219.2 БК РФ)*(4).
Территориальные органы Федерального казначейства открывают участникам бюджетного процесса в зависимости от их бюджетных полномочий следующие виды лицевых счетов (п.п. 4, 8.2 Порядка N 21н):
Вид лицевого счета | Код лицевого счета*(5) |
Лицевой счет главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств | 01 |
Лицевой счет бюджета | 02 |
Лицевой счет получателя бюджетных средств | 03 |
Лицевой счет администратора доходов бюджета | 04 |
Лицевой счет для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателя бюджетных средств | 05 |
Лицевой счет главного администратора источников внутреннего финансирования дефицита бюджета (администратора источников внутреннего финансирования дефицита бюджета с полномочиями главного администратора) | 06 |
Лицевой счет главного администратора источников внешнего финансирования дефицита бюджета (администратора источников внешнего финансирования дефицита бюджета с полномочиями главного администратора) | 07 |
Лицевой счет администратора источников внутреннего финансирования дефицита бюджета | 08 |
Лицевой счет администратора источников внешнего финансирования дефицита бюджета | 09 |
Лицевой счет иного получателя бюджетных средств | 10 |
Лицевой счет территориального органа государственного внебюджетного фонда РФ | 12 |
Лицевой счет для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств | 14 |
______________________________
*(1) Письмом Федерального казначейства от 29.12.2016 N 07-04-05/05-1051 доведены Методические рекомендации по заполнению форм документов - приложений к Порядку открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства, утвержденному приказом Федерального казначейства от 17.10.2016 N 21н.
*(2) См., например:
- Порядок, утв. приказом Департамента финансов г. Москвы от 21.01.2011 N 53;
- Инструкцию, утв. приказом Министерства финансов Республики Татарстан от 07.09.2007 N 21-53-83.
*(3) До 4 февраля 2017 года в целях санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета применялся Порядок санкционирования оплаты денежных, утвержденный приказом Минфина России от 01.09.2008 N 87н.
*(4) См., например:
- Порядок, утв. постановлением Правительства Москвы от 22.09.2009 N 1018-ПП;
- Порядок, утв. приказом Министерства финансов Республики Татарстан от 29.12.2007 N 21-53-109.
*(5) Первый и второй разряды номера лицевого счета.
Тема
См. также
Счета органов власти в кредитных организациях
Валютные счета организаций госсектора
Сообщение об открытии счетов (для госсектора)
Взыскание налоговым органом недоимки, пеней и штрафов с организации, которой открыт лицевой счет
Расчеты казенного учреждения по платежам из бюджета с финансовым органом. Счет 304 05
Расчеты казенного учреждения по поступлениям в бюджет. Счет 210 02
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.,
Верхова Н.А., Евсюкова В.А., Казакова Е.С., Якунин Д.А.