Учет денежных обязательств казенного учреждения в различных ситуациях
Решение может применяться в органах государственной власти (местного самоуправления) и казенных учреждениях
Достаточно много фактов хозяйственной жизни в той или иной мере не укладываются в схему учета денежных обязательств, приведенную в п. 141 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н (далее - Инструкция N 162н). Поэтому применять эту норму обязательно необходимо во взаимосвязи с положениями бюджетного законодательства и иными нормами Инструкции N 162н.
Рассмотрим несколько ситуаций, в отношении которых в учетной политике казенного учреждения может быть предусмотрен специальный порядок учета денежных обязательств.
1. Расчеты по НДС
Содержание операции | Бухгалтерская запись | Сумма, | Комментарий | |
Дебет | Кредит | |||
Начисление НДС | КРБ 1 401 20 290 | КРБ 1 303 04 730 | 18 000, 00 | - |
Приняты денежные обязательства | КРБ 1 502 11 290 | КРБ 1 502 12 290 | Согласно Инструкции N 162н "на основании кредитовых оборотов соответствующих счетов аналитического учета счета 1 303 00 000 "Расчеты по платежам в бюджеты" (1 303 02 730 - 1 303 13 730)" | |
Списание суммы НДС, принятых в качестве налогового вычета | КРБ 1 303 04 830 | КРБ 1 210 12 660 | 360, 00 | Подавляющее большинство операций, осуществляемых казенными учреждениями, в соответствии с налоговым законодательством не облагаются НДС. В то же время в отдельных случаях казенные учреждения обязаны начислить НДС и имеют право принять к вычету суммы "входного" НДС в общеустановленном порядке (речь идет прежде всего об операциях по реализации имущества) |
Способом "Красное сторно" произведена корректировка учтенных денежных обязательств | КРБ 1 502 11 290 | КРБ 1 502 12 290 | - 360, 00 | Инструкцией N 162н такая корректировка прямо не предусмотрена |
2. Расчеты через подотчетное лицо*(1)
Содержание операции | Бухгалтерская запись | Сумма, | Комментарий | |
Дебет | Кредит | |||
Приобретение имущества | ||||
Приобретение материальных запасов фактической стоимостью 20 100 руб. (аванс не перечислялся) | КРБ 1 105 34 340 | КРБ 1 302 34 730 | 20 100, 00 | - |
Приняты денежные обязательства | КРБ 1 502 11 340 | КРБ 1 502 12 340 | Согласно Инструкции N 162н "на основании кредитовых оборотов соответствующих счетов аналитического учета счета 1 302 00 000 "Расчеты по принятым обязательствам"" | |
Произведена безналичная оплата поставщику (частично - в сумме 20 000 руб.) | КРБ 1 302 34 830 | КРБ 1 304 05 340 | 20 000, 00 | - |
Денежные средства выданы подотчетному лицу для частичной оплаты полученного имущества наличными | КРБ 1 208 34 560 | КИФ 1 201 34 610*(2) | 100, 00 | - |
Приняты денежные обязательства | КРБ 1 502 11 340 | КРБ 1 502 12 340 | Согласно Инструкции N 162н "на основании дебетовых оборотов по соответствующим счетам аналитического учета счета 1 208 00 000 "Расчеты с подотчетными лицами"" | |
Исполнение подотчетным лицом обязательств, принятых учреждением, подтверждено Авансовым отчетом | КРБ 1 302 34 830 | КРБ 1 208 34 660 | 100, 00 | - |
Способом "Красное сторно" произведена корректировка учтенных денежных обязательств | КРБ 1 502 11 340 | КРБ 1 502 12 340 | - 100, 00 | Инструкцией N 162н такая корректировка прямо не предусмотрена |
Выдача заработной платы работникам удаленного подразделения | ||||
Начислена заработная плата сотрудникам территориально удаленного подразделения | КРБ 1 401 20 211 | КРБ 1 302 11 730 | 50 000, 00 | - |
Приняты денежные обязательства | КРБ 1 502 11 211 | КРБ 1 502 12 211 | Согласно Инструкции N 162н "на основании кредитовых оборотов соответствующих счетов аналитического учета счета 1 302 00 000 "Расчеты по принятым обязательствам"" | |
Выданы под отчет денежные средства раздатчику для выплаты заработной платы сотрудникам территориально удаленного подразделения | КРБ 1 208 11 560 | КИФ 1 201 34 610*(2) | 50 000, 00 | - |
Приняты денежные обязательства | КРБ 1 502 11 211 | КРБ 1 502 12 211 | Согласно Инструкции N 162н "на основании дебетовых оборотов по соответствующим счетам аналитического учета счета 1 208 00 000 "Расчеты с подотчетными лицами"" | |
Подотчетное лицо произвело согласно ведомости выплату заработной платы сотрудникам территориально удаленного подразделения | КРБ 1 302 11 830 | КРБ 1 208 11 660 | 50 000, 00 | - |
Способом "Красное сторно" произведена корректировка учтенных денежных обязательств | КРБ 1 502 11 211 | КРБ 1 502 12 211 | - 50 000, 00 | Инструкцией N 162н такая корректировка прямо не предусмотрена |
______________________________
*(1) В соответствии с формулировками п. 141 Инструкции N 162н денежное обязательство отражается в сумме кредитового оборота счета 1 302 00 000 независимо от того, в какой форме произойдет в дальнейшем оплата, лишь бы оплата была произведена в текущем году. Принятое денежное обязательство в сумме дебетового оборота счета 1 208 00 000 отражается независимо от того, какой проводкой в учете будут "закрыты" эти суммы по кредиту, лишь бы не возвратом (возврат уменьшает денежное обязательство). Если следовать таким рекомендациям не отступая от них ни на шаг, суммы денежных обязательств, отраженные в учете, удвоятся.
*(2) В казенных учреждениях и органах власти поступления в кассу и выплаты из кассы подлежат отражению на забалансовых счетах 17 и 18 в порядке, определенном учетной политикой (п.п. 365, 367 Инструкции N 157н).
3. Расчеты по пособиям по временной нетрудоспособности, беременности и родам
Содержание операции | Бухгалтерская запись | Сумма, | Комментарий | |
Дебет | Кредит | |||
Начисление платежей в ФСС РФ | КРБ 1 401 20 213 | КРБ 1 303 02 730 | 10 000, 00 | - |
Приняты денежные обязательства | КРБ 1 502 11 213 | КРБ 1 502 12 213 | Согласно Инструкции N 162н "на основании кредитовых оборотов соответствующих счетов аналитического учета счета 1 303 00 000 "Расчеты по платежам в бюджеты" | |
Начисление пособия за счет средств ФСС РФ | КРБ 1 303 02 830 | КРБ 1 302 13 730 | 15 000, 00 | - |
Приняты денежные обязательства | КРБ 1 502 11 213 | КРБ 1 502 12 213 | 5 000, 00 (15000,00 -10000,00) | Согласно письму Минфина России от 18.02.2014 N 02-07-10/6840 принятие денежных обязательств при выплате пособий по временной нетрудоспособности отражается в случае превышения сумм пособий над суммой начисленных в отчетном периоде страховых взносов *(1) |
_____________________
*(1) В этом случае допускается превышение показателей принятых и исполненных денежных обязательств, отражаемых в графах 9 и 10 раздела 1 Отчета о бюджетных обязательствах (ф. 0503128), над показателями графы 7 "Принятые бюджетные обязательства" (см, в частности, п.п. 1.5.7 и 1.5.8 письма Минфина России и Федерального казначейства от 30.12.2015 NN 02-07-07/77754, 07-04-05/02-919, письмо Минфина России от 20.07.2016 N 02-06-10/42571).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Госсектор: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы
Материал приводится по состоянию на май 2020 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в Энциклопедии решений и других аналитических материалах:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Указания N 65н - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 85н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 06.06.2019 N 85н
Порядок N 132н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 08.06.2018 N 132н
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
А. Семенюк, заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России), государственный советник РФ 3 класса
В. Пименов, руководитель объединенной редакции "Бюджетная сфера" и Департамента бюджетной методологии компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова
Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор
А. Кулаков, начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Е. Янчарин, зам. начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России с 2016 по 2018 год
Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Cотрудники объединенной редакции "Бюджетная сфера" компании "Гарант":
А. Шершнева, заместитель руководителя редакции, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Т. Разрезова, редактор-эксперт, государственный советник 1 класса
В. Сульдяйкина, редактор-эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"
А. Киреева, редактор-эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"
И. Сапетина, редактор-эксперт
Н. Андреева, редактор-эксперт, профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
О. Левина, редактор-эксперт, советник государственной гражданской службы 1 класса
О. Монако, редактор-эксперт по вопросам налогообложения, аудитор
А. Кузьмина, редактор-эксперт по юридическим вопросам, кандидат юридических наук
Н. Верхова, редактор-эксперт по юридическим вопросам
В. Евсюкова, редактор-эксперт по вопросам трудового права
Сотрудники Департамента бюджетной методологии службы Правового консалтинга ГАРАНТ:
А. Суховерхова, заместитель руководителя департамента, член Союза развития государственных финансов
Ю. Волгина, эксперт
Г. Гурашвили, эксперт
О. Емельянова, эксперт
Т. Дурнова, эксперт
Т. Толмачева, эксперт
Р. Гурашвили, эксперт
Д. Букина, эксперт
К. Панина, эксперт
Ю. Железнева, эксперт, профессиональный бухгалтер
Е. Шубенкина, эксперт
Ю. Еременко, эксперт