Перевод в бюджетном (автономном) учреждении нефинансовых активов с кода вида деятельности 2 на код вида деятельности 4
Учет основных средств и иных нефинансовых активов по виду деятельности "2" не является препятствием для их использования по виду деятельности "4" (см. предпоследний абзац письма Минфина России от 31.01.2014 N 02-06-10/3875). И наоборот, ряд нефинансовых активов (основные средства, нематериальные активы, непотребляемые материальные запасы), учитываемых по виду деятельности "4", если иное не предусмотрено собственником имущества, в установленном порядке могут использоваться в рамках вида деятельности "2".
Специалисты финансового ведомства прямо указывают: перевод нефинансовых активов с вида деятельности "4" на вид деятельности "2" является некорректным (письмо Минфина России от 13.09.2012 N 02-06-10/3694).
Напротив, в ряде случаев бюджетным (автономным) учреждениям желательно осуществлять перевод нефинансовых активов с вида деятельности "2" на вид деятельности "4". Дело в том, что использование такого приема позволяет формировать в учете полную и достоверную информацию о:
- фактической себестоимости государственных (муниципальных) услуг;
- финансовом результате по виду деятельности "4".
К сожалению, в настоящее время не существует объективных критериев, в соответствии с которыми могло бы приниматься решение о переводе нефинансовых активов с вида деятельности "2" на вид деятельности "4". Поэтому такое решение желательно принимать на основании заключения профильной комиссии учреждения, согласно которому имущество полностью или преимущественно используются в рамках деятельности по выполнению государственного (муниципального) задания. Естественно, это заключение должно основываться на соответствующих документах (расчетах). Для перевода с вида деятельности "2" на вид деятельности "4" особо ценного движимого или недвижимого имущества, содержание которого осуществляется за счет средств от приносящей доход деятельности, помимо заключения комиссии обязательно необходимо решение учредителя о его закреплении за учреждением.
Мы не случайно указываем на то, что для перевода нефинансового актива с вида деятельности "2" на вид деятельности "4" достаточно того, чтобы этот актив преимущественно использовался в деятельности по выполнению задания. Дело в том, что значительная часть имущества бюджетных (автономных) учреждений используется одновременно как в деятельности по выполнению задания, так и в приносящей доход деятельности.
Бюджетным (автономным) учреждением безвозмездно получено от физического лица оборудование (оценочная стоимость - 50 000 руб.), а также расходные материалы к нему (оценочная стоимость - 2 000 руб.).
Имущество не относится к особо ценному, его планируется использовать в рамках деятельности по выполнению задания. Кроме того, согласно распорядку работы учреждения после выполнения планового объема работ в рамках основной деятельности, оборудование будет использоваться для оказания платных услуг.
При определении нормативных затрат, связанных с оказанием услуг в рамках задания, учитывается амортизация оборудования, используемого при оказании этих услуг.
В учете могут быть сделаны следующие бухгалтерские записи:
В бюджетном учреждении | В автономном учреждении | Сумма, | Содержание операции | ||
Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | ||
2 101 34 310 | 2 401 10 180 | 2 101 34 000 | 2 401 10 180 | 50 000, 00 | Безвозмездно получено оборудование |
2 105 36 340 | 2 401 10 180 | 2 105 36 000 | 2 401 10 180 | 2 000, 00 | Безвозмездно получены расходные материалы |
2 304 06 830 | 2 101 34 410 | 2 304 06 000 | 2 101 34 000 | 50 000, 00 | Оборудование учтено по виду деятельности "4" |
4 101 34 310 | 4 304 06 730 | 4 101 34 000 | 4 304 06 000 | ||
2 304 06 830 | 2 105 36 440 | 2 304 06 000 | 2 105 36 000 | 2 000, 00 | Расходные материалы учтены по виду деятельности "4" |
4 105 36 340 | 4 304 06 730 | 4 105 36 000 | 4 304 06 000 | ||
4 109 60 272 | 4 105 36 440 | 4 109 60 272 | 4 105 36 000 | 2 000, 00 | Расходные материалы использованы при оказании услуг в рамках задания |
Ежемесячно в течение срока эксплуатации (60 месяцев) | |||||
4 109 60 271 | 4 104 34 410 | 4 109 60 271 | 4 104 34 000 | 833, 33 | Начислена амортизация по оборудованию |
Как видим, в приведенном выше примере и стоимость расходных материалов, и суммы начисленной по оборудованию амортизации учитываются учреждением при формировании себестоимости госуслуги. Полученный показатель себестоимости госуслуги в данном случае вполне корректно сравнить с ее плановой себестоимостью, определяемой исходя из объема оказанных услуг и нормативных затрат.
В то же время достаточно часто амортизация основных средств не учитывается при определении нормативных затрат, связанных с оказанием услуг (выполнением работ) в рамках задания. При таких обстоятельствах списание сумм начисленной амортизации в дебет счета 4 109 00 000 будет некорректным - информация о фактической себестоимости, учитываемая на счете 4 109 00 000, должна быть сопоставима с информацией о плановой себестоимости, определяемой на основании нормативных затрат.
Рассмотрим порядок учета оборудования, речь о котором идет в предыдущем примере, для ситуации, в которой определение нормативных затрат осуществляется без учета сумм амортизации.
В учете могут быть сделаны следующие бухгалтерские записи:
В бюджетном учреждении | В автономном учреждении | Сумма, | Содержание операции | ||
Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | ||
2 101 34 310 | 2 401 10 180 | 2 101 34 000 | 2 401 10 180 | 50 000, 00 | Безвозмездно получено оборудование |
2 304 06 830 | 2 101 34 410 | 2 304 06 000 | 2 101 34 000 | 50 000, 00 | Оборудование учтено по виду деятельности "4" |
4 101 34 310 | 4 304 06 730 | 4 101 34 000 | 4 304 06 000 | ||
В течение года начислена амортизация (за 5 месяцев) | |||||
4 401 20 271 | 4 104 34 410 | 4 401 20 271 | 4 104 34 000 | 4 166, 65 (833, 33 х 5 мес.) | Начислена амортизация по оборудованию |
Заключение счетов текущего финансового года | |||||
4 304 06 830 | 4 401 30 000 | 4 304 06 000 | 4 401 30 000 | 50 000, 00 | Заключение счетов текущего финансового года |
4 401 30 000 | 4 401 20 271 | 4 401 30 000 | 4 401 20 271 | 4 166, 65 | |
Остаток по счету 4 401 30 000 | |||||
4 401 30 000 | 4 401 30 000 | 45 833, 35 (50 000 - 4 166, 65) | Остаток по счету 4 401 30 000 |
В этом примере амортизация, начисляемая по оборудованию, не учитывается при формировании фактической себестоимости госуслуги. Тем не менее, перевод оборудования на учет по виду деятельности "4" позволит пользователям отчетности объективно оценить ход выполнения задания - по итогам года финансовый результат по виду деятельности "4" будет увеличен на стоимость поступившего оборудования и постепенно (в течение нескольких лет) будет уменьшаться по мере начисления амортизации.
Конечно, на практике перевод нефинансовых активов с вида деятельности "2" на вид деятельности "4" осуществляется далеко не всегда - достаточно часто активы независимо от порядка их дальнейшего использования продолжают учитываться в рамках того вида деятельности, по которому они изначально поступили, то есть по виду деятельности "2".
Дело в том, что в бюджетных (автономных) учреждениях еще не сформировалась культура применения счета 4 109 00 000 - его основное предназначение заключается в формировании фактической себестоимости госуслуг, которая должна сравниваться с плановой (нормативной) себестоимостью этих услуг (без учета нормативных затрат на содержание имущества). Не очень смущает учредителей и искажение финансового результата по видам деятельности "2" и "4".
Кроме того, в отношении непотребляемых активов порой достаточно сложно определить, в какой деятельности по итогам сколь-нибудь длительного отрезка времени преимущественно будут использоваться эти активы.
Таким образом, окончательное решение о необходимости, условиях перевода нефинансовых активов с вида деятельности "2" на вид деятельности "4" должно принимать бюджетное (автономное) учреждение. Соответствующие положения желательно включить в приказ об учетной политики, согласовав их с учредителем.
Перевод с вида деятельности "2" на вид деятельности "4" особо ценного движимого имущества бюджетных (автономных) учреждений, а также недвижимого имущества автономных учреждений мы рекомендуем осуществлять только в том случае, если в установленном порядке принято решение о закреплении этого имущества за учреждениями (смотрите, в частности, письмо Минфина России от 18.11.2011 N 02-03-10/5026). Подобные объекты имущества желательно переводить на учет по виду деятельности "4" только в том случае, если:
- в отношении соответствующих объектов учреждение утратило право самостоятельного распоряжения;
- учреждение больше не отвечает по своим обязательствам этим имуществом;
- содержание объектов будет осуществляться за счет субсидий, предоставляемых учредителем.
Балансовая стоимость указанных выше объектов имущества после их перевода на учет по виду деятельности "4" должна будет учитываться при формировании показателя счета 4 210 06 000 "Расчеты с учредителем".
Если особо ценное движимое имущество бюджетного (автономного) учреждения или недвижимое имущество автономного учреждения, поступившие в рамках вида деятельности "2", полностью или преимущественно используются в целях выполнения государственного (муниципального) задания, но его содержание по-прежнему осуществляется за счет собственных доходов учреждения, то его целесообразно учитывать по виду деятельности "2". При этом начисление амортизации по таким объектам, а также расходы на их содержание должны списываться исключительно в дебет счета 2 401 20 200 "Расходы экономического субъекта". Такие расходы необходимо учитывать на счете 2 401 20 200 обособленно как в целях организации налогового учета, так и в целях получения достоверной информации о фактической себестоимости услуг (работ), оказываемых (выполняемых) в рамках задания.
Тема
Учет операций в рамках различных видов деятельности (видов финансового обеспечения) (для госсектора)
См. также
Особенности формирования в бюджетном (автономном) учреждении себестоимости госуслуг
Учет особо ценного движимого имущества в бюджетном (автономном) учреждении
Порядок применения счетов 2 210 06 000, 7 210 06 000 в бюджетном (автономном) учреждении
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Госсектор: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб организаций государственного сектора
Материал приводится по состоянию на сентябрь 2017 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Авторы:
С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор
Е. Янчарин, заместитель начальника Управления организации капитального строительства ДТ МВД России
В. Пименов, руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова
А. Семенюк, государственный советник РФ 3 класса
А. Шершнева, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
О. Левина, советник государственной гражданской службы 1 класса
О. Монако, аудитор
А. Кузьмина, кандидат юридических наук
Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях госсектора
А. Суховерхова, ведущий эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
В. Сульдяйкина, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"
и др.
Перечень сокращений:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Указания N 65н - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденная приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности