Списание государственного и муниципального имущества
Материал могут применять казенные, бюджетные и автономные учреждения, органы государственной власти (местного самоуправления) и другие организации госсектора
Каждое публично-правовое образование самостоятельно устанавливает порядок списания имущества, принадлежащего ему на праве собственности - соответствующий нормативный правовой акт издает уполномоченный орган власти (местного самоуправления).
Так, например, Положение об особенностях списания федерального имущества утверждено постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 N 834.
Списание отдельных видов имущества, принадлежащего публично-правовому образованию, может осуществляться в особом порядке, определяемом отдельными нормативными правовыми актами. К такому имуществу, например, относится:
- имущество, изъятое из оборота;
- музейные предметы и коллекции, включенные в состав Музейного фонда РФ, а также документы, включенные в Архивный фонд РФ и (или) Национальный библиотечный фонд;
- имущество, расположенное за пределами Российской Федерации.
Кроме того, специальный порядок предусматривается для списания капвложений, учтенных по дебету счета 0 106 01 000 "Вложения в основные средства"*(1).
Существует ряд вопросов, которые обязательно должны быть решены уполномоченными должностными лицами госучреждения при списании государственного (муниципального) имущества, даже если соответствующие требования не содержатся в явном виде в правовом акте, определяющем порядок списания этого имущества.
1. В целях подготовки и принятия решения о списании имущества в госучреждении создается комиссия, действующая на постоянной основе (п. 34 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, далее - Инструкция N 157н). Положение об этой комиссии, а также ее состав утверждаются приказом руководителя госучреждения.
2. Из бухгалтерии и иных структурных подразделений учреждения истребуются оригиналы (копии) документов (бухгалтерских, учетно-технических, технических и др.), содержащих информацию об имуществе, в отношении которого от уполномоченных должностных лиц поступило предложение о списании.
3. После изучения полученных документов производится осмотр имущества. При этом проверяется соответствие данных о состоянии имущества, содержащихся в документации, его фактическому состоянию.
4. Комиссия принимает решение по вопросу о целесообразности (возможности) дальнейшего использования имущества. Здесь возможны, в частности, следующие варианты:
Решение комиссии | Дальнейшие действия |
Имущество может быть использовано для осуществления уставной деятельности госучреждения после его восстановления | Объекты передаются на: - ремонт (реконструкцию, модернизацию); - частичную ликвидацию с последующим дооборудованием и т.п. После проведения соответствующих мероприятий объекты принимаются в эксплуатацию на основании Актов (ф. 0504103), Актов о разукомплектации (частичной ликвидации). Данные о произведенных работах вносятся в Инвентарные карточки (ф.ф. 0504031, 0504032) |
Имущество пригодно к эксплуатации, но не может быть использовано в госучреждении в связи с его моральным износом: - использование объекта не будет отвечать стандартам услуг (работ), оказываемых (выполняемых) госучреждением; - расходы по эксплуатации (содержанию) объекта существенно превышают соответствующие показатели по современным аналогичным объектам и т.п. | Реализуется один из вариантов (наиболее эффективный): 1) реализация объектов; 2) списание объектов, их разборка и использование или реализация по частям; 3) безвозмездная передача объектов иным организациям (в том числе и через учредителя) |
Имущество не может быть использовано по прямому назначению (не пригодно к эксплуатации), так как его восстановление: - невозможно; - неэффективно (стоимость восстановления будет существенно превышать те выгоды, которые могут быть получены от использования этого имущества в будущем) | Осуществляется списание объектов |
Начисленная в размере 100% стоимости амортизация на объекты, которые пригодны для дальнейшей эксплуатации (использования), не может служить основанием для принятия решения об их списании по причине полной амортизации и (или) нулевой остаточной стоимости (п. 87 Инструкции N 157н).
5. Если комиссия признала объект подлежащим списанию, сразу же необходимо принять решение по вопросам:
- финансового обеспечения расходов, связанных со списанием имущества (в том числе с утилизацией всего объекта или его частей);
- возможности (целесообразности) использования в деятельности учреждения отдельных узлов, деталей, конструкций и материалов, полученных при ликвидации объекта;
- возможности (целесообразности) реализации (безвозмездной передачи) указанных выше узлов, деталей, конструкций и материалов.
Разборка объектов имущества в силу отсутствия у госучреждения соответствующих технических возможностей (иных причин) может осуществляться в специализированных организациях. При этом учреждение может оплачивать как работы по разборке объектов имущества, так и работы по утилизации всего объекта или его частей.
Материальные ценности, полученные при разборке объекта и не подлежащие утилизации, должны быть возвращены учреждению - они принадлежат ему на праве оперативного управления. Стоимость полученных от разборки объекта материальных ценностей (в том числе лома), остающихся в распоряжении специализированной организации, должна быть оплачена этой организацией или учтена при установлении стоимости работ по разборке объекта.
6. Следующий важный этап работы - установление причины списания имущества. К таким причинам, в частности, относятся:
- физический и (или) моральный износ;
- нарушение условий содержания и (или) эксплуатации;
- недостача, порча, хищение, естественная убыль;
- аварии, стихийные бедствия и иные чрезвычайные ситуации;
- длительное неиспользование для управленческих нужд.
Как видим, во многих случаях решение о списании объекта имущества дает "старт" работе различных структурных подразделений учреждения, направленной на:
- повышение эффективности управления объектами имущества организации,
- повышение качества эксплуатации имущества;
- установление виновных лиц;
- возмещение ущерба, нанесенного учреждению;
- недопущение соответствующих нарушений в будущем и т.п.
Если такая работа не будет организована, а ее результаты не будут оформлены документально, это, конечно же, не пройдет мимо внимания специалистов контролирующих органов.
7. Итог работы комиссии - оформленные в установленном порядке и подписанные членами комиссии Акты о списании объектов имущества (ф.ф. 0504104, 0504105, 0504143, 0504144, 0504230), которые подлежат утверждению, а также согласованию в установленных действующими нормативными правовыми актами случаях.
Снятие автомобилей с регистрационного учета в территориальных органах ГИБДД желательно осуществлять до их списания с балансового учета - соответствующая информация подлежит отражению в Акте (ф. 0504105). В таком же порядке желательно снимать с учета в уполномоченных органах иные виды техники, подлежащие государственной регистрации (самоходные машины, маломерные суда, воздушные суда и т.п.).
8. Акты о списании объектов государственного и муниципального имущества подлежат утверждению руководителем госучреждения (уполномоченным им лицом)*(2). В установленных случаях до утверждения руководителем госучреждения Акт о списании имущества обязательно должен быть согласован с уполномоченными органами.
Федеральные учреждения согласовывают списание имущества только с органами, в ведении которых они находятся (учредителями). Порядок согласования (в том числе перечень предоставляемых учреждениями документов) эти органы устанавливают самостоятельно.
В иных публично-правовых образованиях Акты о списании имущества могут согласовываться в установленном порядке также с органами, осуществляющими ведение Реестра имущества соответствующего публично-правового образования.
9. После утверждения Акта о списании в госучреждении под контролем профильной комиссии должны быть реализованы мероприятия, предусмотренные Актом: разборка, демонтаж, уничтожение, утилизация и т.п. Реализация таких мероприятий может осуществляться организацией самостоятельно или с привлечением сторонних специализированных организаций.
К компетенции комиссии по поступлению и выбытию активов относится:
- контроль изъятия из списываемого имущества пригодных к использованию материальных ценностей (в том числе драгоценных металлов и камней, цветных металлов), определение их количества и веса;
- контроль сдачи на склад пригодных к использованию материальных ценностей, полученных в результате разборки (демонтажа) объектов имущества.
При ликвидации (уничтожении) объекта имущества силами госучреждения может составляться Акт о ликвидации (уничтожении) по форме, разработанной в организации. По решению председателя профильной комиссии к этому акту может быть приложен соответствующий фотоотчет.
Расходы по реализации мероприятий, предусмотренных Актом о списании имущества, как правило, осуществляются за счет того источника финансового обеспечения, за счет которого содержалось списанное имущество. В фактическую стоимость материальных запасов, принимаемых к учету по итогам реализации этих мероприятий, данные расходы обычно не включаются и списываются с использованием следующих корреспонденций:
В казенном учреждении | В бюджетном (автономном) учреждении | Содержание операции | ||
Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | |
КРБ 1 401 20 200 (КРБ 1 109 00 200) | КРБ 1 302 00 730, КРБ 1 208 00 660 | 0 401 20 200 (0 109 00 200) | 0 302 00 730, 0 208 00 660 | Учтены расходы, предусмотренные Актом о списании имущества |
Материальные запасы, поступающие в результате списания имущества, приходуются с использованием бухгалтерских записей*(3):
В казенном учреждении | В бюджетном (автономном) учреждении | Содержание операции | ||
Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | |
КРБ 1 105 00 340 | КДБ 1 401 10 172 | 2 105 00 340 | 2 401 10 172 | Оприходованы материальные запасы, полученные от ликвидации имущества |
10. Выбытие списанного имущества отражается в учете на основании Акта о его списании после реализации мероприятий, предусмотренных этим актом (смотрите, в частности, п.п. 51, 52 Инструкции N 157н). Акт о списании объектов имущества обычно составляются не менее чем в двух экземплярах. Один экземпляр передается в бухгалтерию, второй - остается у материально ответственного лица.
Согласно Инструкциям по применению Планов счетов стоимость списанного имущества относится в дебет счетов бухгалтерского учета в следующем порядке:
Причина списания имущества | Дебет счетов |
Уничтожение, разрушение, приведение в негодность вследствие стихийных бедствий (иных бедствий, природных явлений, катастроф) | - 0 401 20 273 "Чрезвычайные расходы по операциям с активами" (в части остаточной стоимости амортизируемого имущества или балансовой стоимости иного имущества); - 0 104 00 410 "Амортизация" (в части начисленной амортизации) |
Списание по иным причинам, не связанным со стихийными бедствиями и катастрофами (в т.ч. в результате террористических актов) | - 0 401 10 172 "Доходы от операций с активами" (в части остаточной стоимости амортизируемого имущества или балансовой стоимости иного имущества); - 0 104 00 410 "Амортизация" (в части начисленной амортизации) |
Выбытие списанного имущества, числящегося в забалансовом учете, отражается путем уменьшения показателя по соответствующему забалансовому счету.
Для отражения в учете выбытия объектов недвижимости, права на которые подлежат государственной регистрации, Акта о списании недостаточно - в распоряжении госучреждения обязательно должны быть также документы, подтверждающие государственную регистрацию прекращения прав на недвижимое имущество (п. 36 Инструкции N 157н; п. 1 ст. 131, п. 1 ст. 235 ГК РФ). Таким образом, объект недвижимости не может быть списан с балансового учета ранее даты внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр недвижимости, даже если он еще до подачи документов в территориальный орган Росреестра фактически не эксплуатировался.
Инструкцией N 157н предусмотрена возможность списания с балансового учета имущества, в отношении которого принято решение о списании (прекращении эксплуатации), в том числе в связи с физическим или моральным износом и невозможностью (нецелесообразностью) его дальнейшего использования, до момента его демонтажа (утилизации, уничтожения). Его учет организуется на забалансовом счете 02 "Материальные ценности, принятые на хранение" (п. 335 Инструкции N 157н). Подобное имущество не отвечает понятию "актива" и может быть перенесено на время оформления списания с балансового учета на забалансовый счет 02.
11. Отметка о выбытии списанного имущества делается в Инвентарных карточках (ф.ф. 0504031, 0504032).
12. После завершения мероприятий, предусмотренных Актом о списании, утвержденный руководителем организации Акт о списании и иные документы (по соответствующему перечню) в установленном порядке направляются в уполномоченный орган для внесения записи о выбытии имущества в Реестр имущества публично-правового образования. Для федеральных государственных учреждений соответствующий Порядок утвержден постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 N 447.
________________
*(1) Списание капвложений производится при выполнении следующих условий (см., например, письмо Минфина России от 18.04.2014 N 02-06-10/18171):
- в результате осуществления капитальных затрат в объекты капстроительства не созданы объекты строительства или объекты незавершенного строительства;
- не предполагается дальнейшее возведение объекта;
- решение о прекращении реализации проекта принято уполномоченным органом (Правительством РФ, высшим органом исполнительной власти субъекта РФ, местной администрацией муниципального образования).
- соблюдены установленные в публично-правовом образовании дополнительные требования по списанию капвложений (см., например, письмо Минфина России от 13.06.2013 N 02-06-10/21931, постановление Правительства Москвы от 27.01.2015 N 31-ПП).
*(2) На федеральном уровне в настоящее время предусмотрено требование об утверждении актов только руководителями организаций (п.п. 10, 13 Положения, утв. постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 N 834).
*(3) Более того, списанные объекты подлежат учету в составе материальных запасов "целиком", если они предназначены для последующей передачи в иные организации госсектора, в том числе созданные иными публично-правовыми образованиями (письмо Минфина России от 19.12.2013 N 02-06-010/56211).
Тема
Государственное и муниципальное имущество
См. также
Организация работы профильной комиссии госучреждения при списании имущества
Согласование списания государственного и муниципального имущества
Документы, предоставляемые госучреждением для согласования списания имущества
Первичные документы по учету материальных запасов (для госсектора)
Реализация металлолома госучреждениями
Отражение в учете недостач нефинансовых активов, выявленных при инвентаризации (для госсектора)
Моральный и физический износ имущества госучреждения
Формы документов
Акт о разукомплектации (частичной ликвидации) основного средства
Акт о ликвидации (уничтожении) основного средства
Пример заполнения акта о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств)
Еще...
Практические ситуации
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.,
Верхова Н.А., Евсюкова В.А., Казакова Е.С., Якунин Д.А.