Определение размера субсидии на выполнение госзадания
Органы, осуществляющие функции и полномочия учредителей (далее - учредители), не имеют права произвольно определять размеры субсидий, предоставляемых подведомственным бюджетным и автономным учреждениям в соответствии с абзацем первым п. 1 ст. 78.1 БК РФ.
Дело в том, что такие субсидии предоставляются в качестве финансового обеспечения выполнения вполне конкретных государственных (муниципальных) заданий, утверждаемых для бюджетных и автономных учреждений учредителями (п. 6 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", далее - Закон N 7-ФЗ; ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", далее - Закон N 174-ФЗ).
Соответственно, размер субсидии на выполнение задания должен определяться исключительно на основе показателей такого задания.
При оказании государственных (муниципальных) услуг объем средств, необходимых для непосредственного финансового обеспечения деятельности по их оказанию, определяется исходя из планового объема услуг и нормативных затрат на единицу услуги (такие затраты определяются в т.ч. с учетом заданного учредителем качества услуг). По работам нормативные затраты могут не утверждаться (абзац третий п. 4 ст. 69.2 БК РФ).
В соответствии с абзацем вторым п. 4 ст. 69.2 БК РФ уполномоченные отраслевые федеральные органы исполнительной власти утверждают Общие требования к порядку определения нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг для соответствующих сфер деятельности, руководствуясь:
- Методическими рекомендациями Минфина России (приложение к письму Минфина России от 01.10.2014 N 02-01-09/49180);
- примерной формой правового акта об утверждении общих требований, доведенной письмом Минфина России от 18.05.2015 N 02-01-09/28324.
Виды деятельности, по которым уполномоченными отраслевыми органами формируются базовые (отраслевые) перечни государственных (муниципальных) услуг и работ утверждены приказом Минфина России от 16.06.2014 N 49н. Общие требования к порядку определения нормативных затрат на оказание услуг определяются по каждому виду деятельности, в отношении которого утвержден базовый (отраслевой) перечень, в который включены услуги.
Общие требования к определению нормативных затрат..., не отнесенных к иным видам деятельности..., утверждены приказом Минфина России от 01.07.2015 N 104н.
Нормативные затраты на оказание государственных (муниципальных) услуг и работ определяются органами власти и местного самоуправления, осуществляющими функции и полномочия учредителей, исходя из*(1):
- общих требований (разрабатываются для каждой сферы деятельности на федеральном уровне);
- порядка финобеспечения задания (единый порядок разрабатывается в каждом публично-правовом образовании согласно абзацу первому п. 4 ст. 69.2 БК РФ; на федеральном уровне утвержден постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 N 640, далее - Положение N 640).
Государственное (муниципальное) задание может быть сформировано, только если государственные (муниципальные) услуги (работы) включены в базовый (отраслевой) перечень.
Для федеральных учреждений государственные задания на оказание услуг (выполнение работ) на 2016 год формируются в соответствии с ведомственными перечнями, которые, в свою очередь, составляются исходя из базовых (отраслевых) перечней (п.п. 3, 3.1 ст. 69.2 БК РФ; письмо Минфина России от 07.04.2015 N 02-01-11/19289). Иными словами, действующим законодательством не предусмотрена возможность формирования ведомственных перечней, не соответствующих базовым (отраслевым) перечням.
В ведомственные перечни могут включаться услуги (работы), включенные в базовые (отраслевые) перечни иных отраслей, исходя из основных видов деятельности учреждения, предусмотренных учредительными документами (письмо Минфина России от 05.02.2016 N 02-01-10/5876).
Для учреждений субъектов РФ и муниципальных учреждений данное правило обязательно к применению только при формировании государственных (муниципальных) заданий, начиная с заданий на 2017 год, если в публично-правовом образовании не установлен более ранний срок (ч.ч. 4 , 5 ст. 5 Федерального закона от 23.07.2013 N 252-ФЗ, письмо Минфина России от 21.04.2016 N 02-01-10/23162).
Нормативные затраты на оказание государственной (муниципальной) услуги будут определяться по следующей формуле:
Базовый норматив затрат*(2) | Х | Отраслевой корректирующий коэффициент*(3) | Х | Территориальный корректирующий коэффициент*(4) |
Необходимость применения нормативных затрат на выполнение работ определяется органом-учредителем (абзац третий п. 4 ст. 69.2 БК РФ). Если подобное решение принято, то расчет нормативных затрат по работам осуществляется на основании правил, определенных общими требованиями и порядком финобеспечения задания, разработанном в соответствующем публично-правовом образовании.
При необходимости объем финобеспечения задания, определенный согласно расчету нормативных затрат, может корректироваться до уровня финобеспечения в текущем году в пределах бюджетных ассигнований. Например, на федеральном уровне в период до начала формирования задания на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов могут применяться коэффициенты выравнивания, определяемые в соответствии с рекомендациями Минфина (п. 9 постановления Правительства РФ от 26.06.2015 N 640).
Методы определения Базового норматива затрат
Основной метод. В соответствии с нормами, выраженными в натуральных показателях и установленными стандартом оказания услуги, с учетом ГОСТов, СниПов, СанПиНов, регламентов (паспортов) оказания услуг (см., в частности, п.п. 18 и 31 Положения N 640).
Другие методы (применяется, если нет норм, позволяющих использовать основной метод):
- на основе анализа и усреднения показателей деятельности учреждения, которое имеет минимальный объем затрат на оказание единицы услуги при выполнении требований по качеству;
- на основе медианного значения по учреждениям, оказывающим услугу в установленной сфере деятельности;
- иной метод, установленный высшим исполнительным органом госвласти субъекта РФ (местной администрацией).
До принятия актов, устанавливающих стандарты оказания услуг (выполнения работ), нормы затрат, выраженные в натуральных показателях, определяются с указанием наименования нормы, ее значения и источника указанного значения согласно Общим требованиям. На федеральном уровне стандарты должны быть установлены не позднее срока формирования задания на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов (п. 8 постановления Правительства РФ от 26.06.2015 N 640). Работа по утверждению стандартов оказания услуг (выполнения работ) должна вестись и на уровне субъектов РФ, муниципальных образований (см., в частности, письмо Минфина России от 17.02.2016 N 02-01-10/8765).
Определение объема финобеспечения задания на федеральном уровне
Согласно п. 12 Положения N 640 годовая сумма субсидии на выполнение задания, начиная с задания на 2017 год, определяется следующим образом:
Объем субсидии на выполнение госзадания | ||
= | ||
Нормативные затраты по услугам NN 1 - n | х | Планируемый объем оказания услуг NN 1 - n |
+ | ||
Нормативные затраты по работам NN 1 - n | х | Планируемый объем выполнения работ NN 1 - n |
+ | ||
Затраты на уплату налогов | ||
+ | ||
Затраты на содержание имущества, не используемого для выполнения задания | ||
- | ||
Объем доходов от платной деятельности в рамках задания по услугам (работам) NN 1 - n*(5) |
Нормативные затраты на выполнение работ будут применяться при расчете объема финобеспечения начиная с госзадания на 2017 год и планового периода 2020 и 2021 годов (п. 5 постановления Правительства РФ от 26.06.2015 N 640). Порядок определения и значения этих нормативных затрат устанавливаются органами - учредителями с учетом положений п.п. 29 -31 Положения N 640 (п.п. 28, 32 Положения N 640).
Затраты на уплату налогов орган - учредитель рассчитывает по всем налогам, в качестве объекта налогообложения по которым признается имущество учреждения (п.п. 11, 33 Положения N 640).
Затраты на содержание не используемого для выполнения госзадания имущества применяются при расчете объема финобеспечения на 2016, 2017 и 2018 годы. При определении финобеспечения заданий, начиная с задания на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов, эти нормативные затраты не применяются (п. 6 постановления Правительства РФ от 26.06.2015 N 640). Значения этих затрат определяет орган - учредитель с учетом положений п.п. 34-35 Положения N 640 (п. 35 Положения N 640).
Если учреждение оказывает услуги (выполняет работы) за плату сверх задания или в пределах задания, итоговый объем финобеспечения должен быть уменьшен.
1. Коэффициент платной деятельности применяется в целях корректировки (уменьшения) объема финобеспечения в части затрат:
- на уплату налогов (п.п. 12 , 33 Положения N 640);
- на содержание имущества, не используемого для выполнения задания (п.п. 12 , 35 Положения N 640).
Условие применения коэффициента - оказание сверх задания услуг (выполнение работ) за плату. При этом речь идет об услугах (работах), относящихся как к основным, так и к иным видам деятельности учреждения.
Коэффициент платной деятельности рассчитывается по формуле:
Субсидия на выполнение задания, полученная в отчетном году | |||||||
_________________________________________ | |||||||
Субсидия на выполнение задания, полученная в отчетном году | + | Доходы от платной деятельности, полученные в отчетном году |
2. Уменьшается итоговый объем субсидии также в том случае, если в рамках задания учреждение оказывает (выполняет) услуги (работы) за плату (п.п. 12 , 36 Положения N 640). Сумма, принимаемая к уменьшению субсидии, равна доходу от получения платы за услугу (работу) в рамках задания и определяется по формуле:
Среднее значение размера платы (цены, тарифа) согласно заданию | Х | Объем услуги (работы) |
Напомним, что законодательство не содержит ограничений на включение платных услуг (работ) в задания автономных учреждений, а вот в задания бюджетных учреждений согласно п. 4 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ платные услуги (работы) могут включаться только в случаях, определенных федеральными законами. Например, в соответствии с абзацем вторым части второй ст. 46 Закона РФ от 09.10.1992 N 3612-I "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" бюджетные учреждения культуры могут оказывать (выполнять) услуги (работы) для потребителей в соответствии с заданиями учредителя бесплатно или частично за плату.
Нормативными правовыми актами не предусматривается определение объема финобеспечения выполнения задания без использования нормативных затрат (письмо Минфина России от 20.10.2015 N 02-01-10/60055). В частности, возможна ситуация, при которой определенный по нормативу объем финобеспечения будет равен запланированным доходам от оказания услуг (выполнения работ) за плату в рамках задания. В этом случае учреждение фактически будет получать только плату от потребителей государственных (муниципальных) услуг (работ) - у учредителя не будет возникать обязательств по перечислению субсидии на выполнение задания.
Проект расчета нормативных затрат (расчет размера субсидии) может быть сформирован непосредственно в бюджетном (автономном) учреждении и предоставлен органу-учредителю в установленном порядке. Если объем субсидии, определенный на основе такого проекта, отличается от объема бюджетных ассигнований, предусмотренных на соответствующие цели на очередной финансовый год и плановый период, представленные проекты расчетов нормативных затрат подлежат корректировке и, соответственно, корректируется размер субсидии (см., в частности, п. 39 Положения N 640)*(6).
Описанный выше порядок определения размера субсидии на выполнение задания обусловил специальный порядок отражения в бухгалтерском учете бюджетных (автономных) учреждений фактов хозяйственной жизни в рамках вида деятельности (финансового обеспечения) 4 "Субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания":
Счет бухучета, в дебет которого списываются расходы (затраты) | Вид расходов (затрат) | Основание |
4 109 00 000 "Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг" | Расходы, связанные с оказанием госуслуг (выполнением работ): - расходы, которые прямо могут быть соотнесены с конкретным видом услуг (работ) или направлением деятельности; - затраты на нужды управления, не связанные непосредственно с процессом оказания услуг, выполнения работ (общехозяйственные расходы) | п.п. 60 - 62 Инструкции N 174н п.п. 60 - 62 Инструкции N 183н |
4 401 20 200 "Расходы экономического субъекта" | Расходы, не формирующие себестоимость госуслуг (работ), в том числе: - расходы на содержание имущества, не используемого для выполнения задания; - чрезвычайные расходы; - отдельные расходы по соцобеспечению. | п. 62, абзацы 3 - 5 п. 153 Инструкции N 174н п. 62, абзацы 3 - 5 п. 181 Инструкции N 183н |
Как видим, обособление на счете 109 00 затрат, связанных с оказанием госуслуг (выполнением работ), позволяет сравнить фактическую себестоимость конкретной услуги (работы) с плановой - плановую себестоимость легко можно определять исходя из объема оказанных услуг (выполненных работ) за определенный период и нормативных затрат. Результаты такого сравнения могут использоваться в целях:
- принятия управленческих решений, направленных на оптимизацию (сокращение) затрат учреждения;
- оценки обоснованности определения величины нормативных затрат для их пересмотра в установленном порядке.
______________________________
*(1) См. также письмо Минфина России от 13.07.2015 N 02-01-09/40241.
*(2) Базовый норматив затрат в установленные сроки утверждается по каждой услуге в каждом публично-правовом образовании (письмо Минфина России от 12.04.2016 N 02-01-10/20697). На федеральном уровне утверждается уполномоченным отраслевым органом и подлежит размещению на сайте www.bus.gov.ru (п.п. 22, 27 Положения N 640).
*(3) Отраслевой корректирующий коэффициент может утверждаться уполномоченным отраслевым органом и размещаться на сайте www.bus.gov.ru (см., например, п.п. 26, 27 Положения N 640).
*(4) Территориальный корректирующий коэффициент может утверждаться органом-учредителем (см., например, п. 25 Положения N 640).
*(5) Существуют ситуации, когда какие-либо государственные или муниципальные услуги (работы) бюджетное учреждение в установленном порядке обязано оказывать (выполнять) за плату. Однако учесть платный характер этих услуг при формировании задания и определении субсидии не представляется возможным - эти случаи не поименованы в федеральных законах. Решить данную проблему можно следующим образом: учесть в нормативных затратах стоимость услуг (работ) в полном объеме, а плату, поступающую от потребителей услуг (работ), направлять в доход бюджета (письма Минфина России от 16.12.2013 N 02-08-011/55163, от 12.11.2013 N 02-03-009/48175).
*(6) Согласно действующей в настоящее время редакции п. 3 ст. 174.2 БК РФ планирование бюджетных ассигнований на оказание госуслуг бюджетными и автономными учреждениями осуществляется с учетом задания на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период), а также его выполнения в отчетном финансовом году и текущем финансовом году.
Тема
Субсидия на выполнение госзадания
См. также
Увеличение объема субсидии на выполнение госзадания
Уменьшение объема субсидии на выполнение госзадания
Бухгалтерский учет операций со средствами субсидий на выполнение госзадания
Особенности формирования в бюджетном (автономном) учреждении себестоимости госуслуг
Критерии квалификации нарушения по ст. 15.15.15 КоАП РФ
Практические ситуации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.,
Верхова Н.А., Евсюкова В.А., Казакова Е.С., Якунин Д.А.