Увеличение объема субсидии на выполнение госзадания
В отношении бюджетных (автономных) учреждений (в отличие от казенных учреждений) не применяется принцип сметного финансирования, согласно которому средства из бюджета предоставляются на осуществление определенных расходов, а оплата соответствующих денежных обязательств санкционируется казначейскими органами.
Согласно абзацу первому п. 1 ст. 78.1 БК РФ бюджетные денежные средства предоставляются бюджетным (автономным) учреждениям для достижения определенной цели - выполнения задания, а направления расходования этих средств учреждения определяют самостоятельно путем утверждения (изменения) показателей Плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения (далее - План ФХД). При этом размер субсидий на выполнение задания определяется не в произвольном порядке, а в строгом соответствии с показателями:
1) объема и качества услуг (работ) согласно государственному (муниципальному) заданию;
2) нормативных затрат на оказание услуг, на содержание имущества учреждения.
Таким образом, основанием для увеличения годового объема субсидии на выполнение задания может служить только изменение перечисленных выше показателей.
Если же объективных причин для пересмотра этих показателей нет, то у бюджетного (автономного) учреждения нет никаких законных оснований требовать увеличения годового объема субсидии. Иными словами, орган, осуществляющий в отношении учреждения функции и полномочия учредителя (далее - учредитель), не обязан увеличивать подведомственному бюджетному (автономному) учреждению размер субсидии на выполнение задания по первому требованию типа "у нашего учреждения не хватает средств на осуществление ... расходов". В подобных ситуациях учреждению придется изыскивать внутренние резервы - речь прежде всего об осуществлении мероприятий, направленных на экономию средств субсидии на выполнение задания (перераспределении расходов за счет средств субсидии между расходными статьями "внутри" Плана ФХД).
Конечно, резервы экономии субсидии на выполнение задания имеют свои границы - ведь такая экономия не должна сказаться на качественных и количественных показателях выполнения задания. Источником осуществления расходов также могут стать средства от реализации за плату:
1) товаров (работ, услуг) (увеличение объемов такой деятельности не должно приводить к снижению качества выполнения задания);
2) имущества, которым учреждение имеет право распоряжаться самостоятельно.
Если внутренние резервы учреждения исчерпаны, порядок финансового обеспечения расходов (в том числе экстренных), без осуществления которых нормальное функционирование организации невозможно, должен решаться учреждением совместно с учредителем. При этом учреждение должно обосновать необходимость осуществления расходов и невозможность их осуществления за счет имеющихся в его распоряжении ресурсов. На основании такого запроса учреждения учредителем может быть принято решение о:
1) предоставлении субсидии на иные цели в соответствии с абзацем вторым п. 1 ст. 78.1 БК РФ;
2) согласовании реализации учреждением особо ценного движимого имущества и направлении полученных средств на осуществление соответствующих расходов.
В каких же случаях бюджетное (автономное) учреждение в течение года обоснованно может выйти с инициативой об увеличении годового объема субсидии на выполнение задания?
N | Основание увеличения годового объема субсидии | Примечание |
1. | Увеличение в задании показателей объема (содержания) оказываемых услуг (выполняемых работ) и (или) улучшение показателей качества (в случае их установления) | Изменение данных показателей учредителем может быть обусловлено, в частности: - внесением изменений в нормативные правовые акты, на основании которых было сформировано задание; - изменением размера бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете для финансового обеспечения выполнения задания |
2. | Фактическое исполнение задания в большем объеме, чем это было предусмотрено при утверждении задания*(1) | Изменить госзадание в сторону увеличения учредитель может на стадии представления предварительного отчета (см., в частности, п. 46 Положения N 640). В такой ситуации у органа-учредителя возникает обязанность по увеличению субсидии и доведению ее до учреждения. Если по каким-либо причинам госзадание было увеличено, а денежные средства до учреждения не доведены, то у органа-учредителя возникнет обязанность по погашению соответствующей задолженности, например, путем предоставления субсидии на иные цели (в следующем году) (Раздел 7 Рекомендаций Минфина России от 22.10.2013). В случае, если задание не корректировалось, орган-учредитель может, но не обязан предоставить соответствующую целевую субсидию - перечень оснований для предоставления субсидий на иные цели является открытым (Раздел 6 Рекомендаций Минфина России от 22.10.2013). |
3. | Увеличение учредителем в течение года величины нормативных затрат на оказание услуг (выполнение работ), в т.ч. затрат на содержание имущества | Учреждение может инициировать пересмотр размера субсидии и в том случае, если методика определения нормативных затрат (величина нормативных затрат): - установлена учредителем с нарушением действующего законодательства; - экономически необоснованна. Например, невключение в расчет размера субсидии затрат на содержание имущества может расцениваться как нарушение действующего законодательства и стать основанием для увеличения годового размера субсидии*(2) |
4. | Прекращение действия договоров, в соответствии с которыми имущество учреждения сдавалось в аренду | - |
5. | Прекращение действия договоров, в соответствии с которыми имущество учреждения передавалось безвозмездное пользование | Если при определении нормативных затрат на содержание имущества не учитывались затраты на содержание объектов, передаваемых в безвозмездное пользование*(3) |
6. | Поступление в учреждение в течение года недвижимого и особо ценного движимого имущества, содержание которого должно осуществляться за счет средств субсидии | Если расходы по содержанию этого имущества не учитывались при определении размера субсидии на текущий год |
7. | Увеличение объема расходов в связи с прекращением в течение года применения автономным учреждением УСН | Речь идет прежде всего о расходах, связанных с уплатой налога на имущество |
Инициировать увеличение субсидии на выполнение задания по перечисленным выше (иным) основаниям конечно же может и сам учредитель. Основания увеличения в течение года объема субсидии могут быть предусмотрены Соглашением о ее предоставлении.
Любое увеличение годового объема субсидии на выполнение задания обязательно должно сопровождаться внесением изменений в само задание. Обусловлено это характером денежных средств, предоставляемых в соответствии с абзацем первым п. 1 ст. 78.1 БК РФ - они выделяются в качестве финансового обеспечения выполнения вполне конкретных заданий (п. 6 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", далее - Закон N 7-ФЗ; ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", далее - Закон N 174-ФЗ)*(4).
Каких-либо особых ограничений прав учредителя на увеличение годового объема субсидии на выполнение задания действующее в настоящее время законодательство не предусматривает. Впрочем, это вовсе не означает, что любой запрос учреждения на увеличение суммы субсидии по приведенным выше основаниям обязательно будет удовлетворен учредителем - возможности учредителя в данном случае ограничиваются объемом бюджетных ассигнований, предусмотренных на соответствующие цели на очередной финансовый год и плановый период. В отсутствие единых для всех публично-правовых образований нормативов финобеспечения заданий у учредителя остается достаточно инструментов для того, чтобы не нарушить требования закона и в то же время не увеличивать существенно сумму субсидии.
В рамках уставной деятельности бюджетным (автономным) учреждением за счет средств, предоставленных учредителем, приобретен объект недвижимости. Учреждение обратилось к учредителю с ходатайством об увеличении размера субсидии на выполнение задания.
Учредителем принято решение об увеличении части субсидии, предоставляемой на содержание имущества. Одновременно внесено изменение в задание - уменьшены требования к объему оказываемых учреждением услуг.
В данном случае действия учредителя не противоречат положениями действующего законодательства. Закон действительно предписывает учредителю предоставлять субсидии на выполнение задания с учетом расходов на содержание соответствующего недвижимого имущества. При этом не предусмотрено каких-либо исключений в отношении имущества, не значащегося в учете учреждения на момент определения годового размера субсидии. В то же время права учредителя по изменению показателей задания (вплоть до пересмотра нормативных затрат) ограничиваются только положениями правовых актов, в соответствии с которыми предоставляется госуслуга.
Пересмотр государственных (муниципальных) заданий, как правило, осуществляется по результатам анализа отчетов об исполнении заданий за определенный период (квартал, полугодие, девять месяцев). В частности, могут быть пересмотрены показатели объема (качества, результатов) по отдельным видам услуг (работ). Изменение (расширение) состава показателей задания должно осуществляться в увязке с показателями государственной (муниципальной) или ведомственной программы, ответственным исполнителем которой является учредитель. При этом в зависимости от характера уточнений, вносимых в задание, объем субсидии на выполнение этого задания может быть изменен или остаться без изменения.
В ряде случаев по различным причинам учредитель не имеет возможности точно определить отдельные показатели задания (например, при формировании задания для детских дошкольных учреждений). Вместе с тем незначительное отклонение фактического значения этих показателей от планового значения не является существенным и не влияет на объем средств, необходимых для выполнения задания. В подобных случаях в государственном (муниципальном) задании и (или) в Соглашении о предоставлении субсидии на выполнение задания может быть установлен процент перевыполнения задания, при котором задание будет считаться выполненным, однако увеличивать размер субсидии не потребуется (см., например, Положение, утв. постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 N 640).
______________________________
*(1) Ранее отдельными органами - учредителями факт перевыполнения задания учитывался при определении нормативных затрат и объема (содержания) услуг (работ) на очередной год (плановый период) (см., например, п. 10 Порядка, утвержденного приказом Минрегиона России от 30.12.2011 N 645; п. 12 Порядка, утвержденного приказом Минкультуры России от 05.12.2011 N 1122).
*(2) Требование об определении размера субсидии с учетом выделенных обособленно нормативных затрат на содержание имущества прямо предусмотрено действующей в настоящее время редакцией абзаца первого п. 1 ст. 78.1 БК РФ.
*(3) Подобный порядок расчета нормативных затрат может быть предусмотрен на уровне публично-правового образования (см., например, п. 11 Положения, утв. постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 N 640).
*(4) См. также п. 6 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 N 640 (документ применяется в отношении федеральных учреждений).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.,
Верхова Н.А., Евсюкова В.А., Казакова Е.С., Якунин Д.А.