Возмещение виновным лицом - сотрудником расходов, не принятых к зачету ФСС (для госсектора)
Материал могут применять казенные, бюджетные и автономные учреждения, органы государственной власти (местного самоуправления) и другие организации госсектора
Взыскание с виновных лиц сумм расходов, не принятых к зачету органом ФСС РФ, направлено на погашение ущерба, причиненного работодателю (ст. 238 ТК РФ). Поэтому соответствующее решение о привлечении сотрудника к материальной ответственности руководителю организации госсектора необходимо принимать с учетом обстоятельств, перечисленных в постановлении Пленума ВС РФ от 16.11.2006 N 52 "О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю". В частности, должны отсутствовать обстоятельства, исключающие материальную ответственность работника (ст. 239 ТК РФ).
Как правило, с виновных лиц взыскивается сумма расходов, не принятых к зачету, а также сумма уплаченных штрафов (см. письмо Роструда от 19.10.2006 N 1746-6-1). Взыскание же с виновных сотрудников доначисленных страховых взносов и пени в порядке привлечения к материальной ответственности нецелесообразно - судебные органы неоднократно указывали на то, что уплата страховых взносов и пени является законной обязанностью организации и, соответственно, подобные расходы не могут рассматриваться в качестве прямого ущерба.
Приведенные выше обстоятельства не исключают возможности добровольного возмещения виновными лицами:
- суммы расходов, не принятых к зачету;
- иных расходов организации, возникших в связи с отказом органа ФСС РФ в зачете расходов (в том числе по уплате доначисленных страховых взносов, пени).
С не принятой к зачету выплаты согласно требованиям налогового законодательства мог быть удержан НДФЛ. Если возмещение осуществляется не получателем выплаты, а иным лицом, сумма доходов получателя выплаты не изменяется и, соответственно, нет оснований для "пересмотра" удержанной суммы НДФЛ.
Возможна и иная ситуация: при выплате пособия НДФЛ вполне обоснованно мог не удерживаться. В то же время после отказа в зачете определенных расходов и их возмещении виновным лицом суть (характер) этой выплаты изменяется. В этой связи организацией госсектора может быть принято решение об удержании НДФЛ с сотрудника, ранее получившего пособие, сумма которого впоследствии не была принята к зачету. При невозможности удержать исчисленную сумму налога учреждение должно уведомить об этом налогоплательщика и налоговый орган (п. 5 ст. 226 НК РФ).
Излишне выплаченные суммы, на которые были доначислены страховые взносы, подлежат учету при определении среднего заработка при наступлении очередного страхового случая в общеустановленном порядке (см. письмо ФСС РФ от 17.11.2011 N 14-03-11/08-13963).
Разберем на конкретных примерах порядок отражения операций по возмещению не принятых к зачету выплат виновными лицами в учете:
- бюджетного (автономного) учреждения.
Тема
Отражение в бухгалтерском учете расходов, не принятых к зачету ФСС (для госсектора)
См. также
Отнесение расходов, не принятых к зачету ФСС, за счет учреждения (для госсектора)
Учет операций по возврату казенному учреждению дебиторской задолженности прошлых лет
Внесение изменений в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам (по 31 декабря 2016 года)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Госсектор: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб организаций государственного сектора
Материал приводится по состоянию на сентябрь 2017 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Авторы:
С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор
Е. Янчарин, заместитель начальника Управления организации капитального строительства ДТ МВД России
В. Пименов, руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова
А. Семенюк, государственный советник РФ 3 класса
А. Шершнева, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
О. Левина, советник государственной гражданской службы 1 класса
О. Монако, аудитор
А. Кузьмина, кандидат юридических наук
Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях госсектора
А. Суховерхова, ведущий эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
В. Сульдяйкина, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"
и др.
Перечень сокращений:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Указания N 65н - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденная приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности