Учет операций по переводу объекта недвижимости, учитываемого на балансе, на забалансовый учет в случае отсутствия законно обусловленного права оперативного управления (для госсектора)
Материал могут применять казенные, бюджетные и автономные учреждения, органы государственной власти (местного самоуправления) и другие организации госсектора
Если должностными лицами госучреждения в установленном порядке принято решение о переводе объекта недвижимости с балансового на забалансовый учет в связи с отсутствием законно обусловленного права оперативного управления, должны применяться положения п. 18 Инструкции N 157н. В соответствии с данной нормой ошибка, требующая внесения изменений в регистры бухгалтерского учета (Журналы операций), в зависимости от ее характера, отражается дополнительной бухгалтерской записью, либо бухгалтерской записью, оформленной по способу "Красное сторно", и дополнительной бухгалтерской записью:
- последним днем отчетного периода (если ошибка обнаружена до момента представления бухгалтерской отчетности);
- датой обнаружения ошибки (если ошибка обнаружена в регистрах бухгалтерского учета за отчетный период, за который бухгалтерская отчетность уже представлена).
Приведенные выше положения п. 18 Инструкции N 157н в рассматриваемой ситуации можно толковать формально и сторнировать все операции:
- по принятию объекта недвижимости к учету в составе основных средств;
- по начислению амортизации на данный объект.
Подобный подход хорошо "работает" в том случае, если ошибка обнаружена до представления годовой бухгалтерской отчетности. Например, в бухгалтерском (бюджетном) учете госучреждения, получившего в текущем году от вышестоящей организации (учредителя) объект недвижимости и необоснованно поставившего его на балансовый учет, могут быть сделаны следующие исправительные записи:
Содержание операции | В казенном учреждении | В бюджетном (автономном) учреждении | ||
Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | |
По объекту недвижимости, числящемуся на счете 0 101 10 000, сторнировано (способ "Красное сторно"): | ||||
- принятие к учету | КРБ 1 101 10 310 | КРБ 1 106 11 310 | 4 101 10 310 (4 101 10 000) | 4 106 11 310 (4 106 11 000) |
- закрепление | КРБ 1 106 11 310 | КРБ 1 304 04 310 | 4 106 11 310 (4 106 11 000) | 4 401 10 180 |
- сумма ранее начисленной амортизации на объект, отраженная в передаточных документах | КРБ 1 304 04 310 | КРБ 1 104 10 410 | 4 401 10 180 | 4 104 10 410 (4 104 10 000) |
- сумма начисленной учреждением амортизации | КРБ 1 401 20 271 (КРБ 1 109 00 271) | КРБ 1 104 10 410 | 4 401 20 271 (4 109 00 271) | 4 104 10 410 (4 104 10 000) |
Отражено поступление объекта недвижимости на забалансовый счет 01 |
Если же ошибка допущена в отчетном периоде, за который бухгалтерская отчетность уже представлена, сторнировать все без исключения бухгалтерские записи по объекту недвижимости, по нашему мнению, не целесообразно. Дело в том, что в учете госучреждения просто не числятся расходы (затраты), которые могут быть откорректированы:
- формирование себестоимости готовой продукции (работ, услуг) прошлого года завершено;
- корректировка текущих затрат на суммы, относящиеся к прошлым периодам, приведет к искажению показателя себестоимости товаров (работ, услуг) текущего года;
- соответствующие расходы учреждения были учтены при формировании показателя счета 0 401 30 000 "Финансовый результат прошлых отчетных периодов".
Учитывая приведенные выше аргументы, должностные лица госучреждения могут признать нецелесообразным сторнирование всех ранее сделанных бухгалтерских записей по принятию объекта недвижимости к учету в составе основных средств и начислению амортизации. В этом случае дополнительные корректировочные записи могут быть сделаны, например, в корреспонденции со счетом 0 401 10 180 "Прочие доходы":
Содержание операции | В казенном учреждении | В бюджетном (автономном) учреждении | ||
Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | |
По объекту недвижимости, числящемуся на счете 0 101 10 000, сторнированы (способ "Красное сторно"): | ||||
- первоначальная стоимость | КРБ 1 101 10 310 | КРБ 1 401 10 180 | 4 101 10 310 (4 101 10 000) | 4 401 10 180 |
- сумма амортизации | КДБ 1 401 10 180 | КРБ 1 104 10 410 | 4 401 10 180 | 4 104 10 410 (4 104 10 410) |
Отражено поступление объекта недвижимости на забалансовый счет 01 |
Дополнительные бухгалтерские записи и операции, отраженные способом "Красное сторно", необходимо оформить первичным учетным документом, составленным субъектом учета - Бухгалтерской справкой (ф. 0504833), содержащей информацию по обоснованию внесения исправлений, наименование исправляемого регистра бухгалтерского учета (Журнал операций), его номер (при наличии), а также период, за который он составлен.
Согласно применяемой в настоящее время методологии бухгалтерского учета объекты недвижимости, фактически полученные госучреждениями без оплаты в безвозмездное пользование, до окончания государственной регистрации соответствующих прав (собственности и (или) оперативного управления) подлежат учету за балансом на счете 01 "Имущество, полученное в пользование" (см., в частности, письмо Минфина России от 17.07.2015 N 02-07-10/41190). Соответственно, до окончания процедуры государственной регистрации прав их стоимость не может отражаться в балансовом учете учреждений-получателей ни на счете 0 101 00 000 "Основные средства", ни на счете 0 106 00 000 "Вложения в нефинансовые активы".
Расходы по содержанию объекта, понесенные госучреждением до получения документов о государственной регистрации (до момента принятия объектов к учету в составе основных средств), подлежат отражению на соответствующих счетах балансового счета 401 20 "Расходы текущего финансового года" (смотрите, в частности, письма Минфина России от 11.02.2013 N 03-05-04-01/3250, от 30.03.2012 N 02-06-07/1061).
В то же время отдельные вложения, увеличивающие первоначальную стоимость закрепленного за госучреждением объекта недвижимости, обоснованно могут отражаться на счете 0 106 11 310 еще до регистрации прав на этот объект. Речь идет о вложениях, связанных с выполнением работ, приводящих к улучшению первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта (достройка, дооборудование, реконструкция или модернизация).
После осуществления государственной регистрации объект недвижимости, учтенный за балансом, следует принять к учету в составе основных средств в общеустановленном порядке.
Если объект недвижимости получен из государственной (муниципальной) казны и амортизация по нему не начислялась, учреждению следует доначислить амортизацию за весь период нахождения имущества в составе казны, включая период государственной регистрации прав.
Документы, подтверждающие государственную регистрацию прав, могут поступить в госучреждение с некоторым опозданием. По нашему мнению, при включении в состав основных средств объектов недвижимости по ним может быть доначислена амортизация с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором выполнялись следующие условия:
- объект фактически был введен в эксплуатацию;
- было зарегистрировано право собственности публично-правового образования на актив;
- было зарегистрировано право оперативного управления по объекту.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб организаций государственного сектора
Материал приводится по состоянию на июнь 2017 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Бюджетная сфера
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Авторский коллектив Энциклопедии решений "Бюджетная сфера":
С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор
Е. Янчарин, заместитель начальника Управления организации капитального строительства ДТ МВД России
В. Пименов, руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова
А. Семенюк, государственный советник РФ 3 класса
А. Шершнева, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
О. Левина, советник государственной гражданской службы 1 класса
О. Монако, аудитор
А. Кузьмина, кандидат юридических наук
Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях госсектора
А. Суховерхова, ведущий эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
В. Сульдяйкина, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"
и др.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера":
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Указания N 65н - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденная приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности