Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары

Энциклопедия решений. Первоначальная стоимость основных средств (для бюджетной сферы)

Вложения в основные средства (для госсектора)

ГАРАНТ:

Решение может применяться в любых организациях государственного сектора: в органах государственной власти (местного самоуправления), казенных, бюджетных и автономных учреждениях

Объекты основных средств принимаются к бухгалтерскому учету по их первоначальной стоимости (п. 23 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, далее - Инструкция N 157н).

Формирование первоначальной стоимости основных средств осуществляется на следующих аналитических счетах счета 106 01 "Вложения в основные средства":

- 0 106 11 000 "Вложения в основные средства - недвижимое имущество учреждения";

- 0 106 21 000 "Вложения в основные средства - особо ценное движимое имущество учреждения" (применяется только автономными и бюджетными учреждениями);

- 0 106 31 000 "Вложения в основные средства - иное движимое имущество учреждения";

- 0 106 41 000 "Вложения в основные средства - предметы лизинга".

На счет 101 00 "Основные средства" суммы, накопленные на счете 106 01 "Вложения в основные средства", переносятся только после формирования первоначальной стоимости конкретного объекта основных средств.

Внимание

По общему правилу стоимость поступающего в учреждение имущества, подлежащего впоследствии учету в составе основных средств, должна предварительно отражаться на счете 106 01 независимо от оснований его поступления в учреждение. Так, например, на данном счете должна учитываться сумма, уплачиваемая в соответствии с договором поставщику (продавцу), даже если учреждение не будет осуществлять никаких других затрат, непосредственно связанных с приобретением конкретного объекта. В то же время при отсутствии дополнительных расходов, формирующих первоначальную стоимость основных средств, поступление имущества сразу может отражаться по дебету счета 101 00 "Основные средства" в следующих случаях:

- принятие к учету по сформированной стоимости безвозмездно полученных объектов основных средств;

- оприходование излишков основных средств, выявленных при инвентаризации, по оценочной стоимости;

- принятие к учету объектов основных средств, поступивших в натуральной форме при возмещении ущерба;

- принятие к учету объектов основных средств в результате перевода готовой продукции в целях ее использования для нужд учреждения.

Перечни расходов, которые учитываются при формировании первоначальной стоимости основных средств, являются "открытыми" (п. 47 Инструкции N 157н). Следовательно, при решении вопроса о переводе активов из состава "вложений" в состав основных средств важное значение имеет профессиональное суждение бухгалтера. В то же время существуют и объективные критерии: объект должен быть приведен в состояние, пригодное к использованию; доставлен в организацию и т.п.

Суммы НДС, предъявленные учреждению поставщиками (подрядчиками), могут учитываться по дебету счета 106 01 "Вложения в основные средства" только в том случае, если на основании конкретной нормы НК РФ операции, в рамках которых будет использоваться объект, освобождены от обложения НДС. При использовании приобретаемого имущества в операциях, как подлежащих, так и освобождаемых от обложения НДС, суммы "входного" НДС подлежат распределению в порядке, установленном п. 4 ст. 170 НК РФ.

Не включаются в сумму фактических вложений общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением, сооружением и (или) изготовлением объекта основного средства.

Остановимся подробнее на затратах, которые могут учитываться при формировании первоначальной стоимости основных средств в различных ситуациях:


ОСНОВАНИЯ ПОСТУПЛЕНИЯ ИМУЩЕСТВА

ЗАТРАТЫ (СУММЫ), ФОРМИРУЮЩИЕ ПЕРВОНАЧАЛЬНУЮ СТОИМОСТЬ

Приобретение имущества за плату

- суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу)*(1);


- таможенные пошлины, таможенные сборы и иные аналогичные платежи, связанные с приобретением (с уступкой) имущественных прав правообладателя;


- затраты по доставке объекта основного средства до места его использования

- суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением (созданием, изготовлением) объекта;


- регистрационные сборы, государственные пошлины и другие аналогичные платежи, произведенные в связи с приобретением (созданием, изготовлением) объекта;


- суммы вознаграждений, уплачиваемых посредническим организациям;


- иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и (или) изготовлением объекта

Создание имущества с привлечением сторонних организаций

- суммы, уплачиваемые за выполнение работ, осуществляемых в целях создания объекта;


- затраты по доставке объекта основного средства до места его использования

Изготовление имущества силами учреждения (хозяйственным способом)

Суммы любых фактических затрат, связанных с созданием, производством и (или) изготовлением объекта основного средства, например:

- стоимость израсходованных учреждением материалов, основных средств стоимостью до 3 000 руб. включительно;


- амортизация, начисленная по объектам, используемым при изготовлении основных средств;


- налоговые платежи;


- оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда;


- стоимость услуг (работ), оказываемых (выполняемых) сторонними организациями

Создание объектов недвижимости - долгосрочные инвестиции (в т. ч. строительство)*(2)

- суммы, уплачиваемые за выполнение работ, осуществляемых по договору строительного подряда и иным договорам;

- содержание дирекции строящегося объекта и технический (строительный) надзор


При формировании первоначальной стоимости могут учитываться отдельные положения:

письма Минфина России от 30.12.1993 N 160 "Положение по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций";

- Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004, утвержденной постановлением Госстроя России от 05.03.2004 N 15/1.

Получение имущества по договору мены

- стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче учреждением в целях исполнения обязательств по договору, которая определяется исходя из:

1) цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно учреждение определяет стоимость аналогичных ценностей;

2) стоимости, по которой в сравнимых обстоятельствах приобретаются аналогичные нефинансовые активы (при невозможности применить п. 1)

Получение имущества по договору дарения

- текущая оценочная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету;

- стоимость услуг, связанных с доставкой объектов, их регистрацией и приведением в состояние, пригодное для использования

Поступление имущества по договору лизинга (сублизинга)

- сумма расходов лизингодателя на его приобретение, сооружение, доставку, изготовление и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов


При осуществлении модернизации (реконструкции, достройки, дооборудования) объектов основных средств на счете 106 01 "Вложения в основные средства" затраты группируются в том же порядке, что и при приобретении (создании, изготовлении) объектов основных средств.

Суммы, накопленные на счете 106 01 "Вложения в основные средства", в установленном порядке могут списываться:

- в дебет счета 101 00 "Основные средства" (при принятии объекта в состав основных средств после формирования его первоначальной стоимости или при увеличении первоначальной (балансовой) стоимости основного средства в результате модернизации, реконструкции, достройки, дооборудования);

- в дебет счета 401 00 "Финансовый результат экономического субъекта", 304 04 "Внутриведомственные расчеты" (при передаче имущества до формирования его первоначальной стоимости);

- в дебет счета 401 00 "Финансовый результат экономического субъекта" (при списании имущества до формирования его первоначальной стоимости).

Внимание

Применяемая в настоящее время методология бухгалтерского учета предполагает, что при отражении операций по принятию к учету объекта основных средств по кредиту счета 0 106 00 000 в 24 - 26 разрядах учреждения должны использовать код КОСГУ 310. Соответственно, код КОСГУ 410 при формировании данного счета используется только в том случае, когда осуществляется списание или передача вложений в основные средства.

И наконец, имущество, не предназначенное для использования в деятельности учреждения, но принадлежащее ему на праве оперативного управления, должно учитываться только на счете 106 00 "Вложения в нефинансовые активы". Речь прежде всего идет об активах, приобретаемых с целью передачи в иные государственные (муниципальные) организации, - подобные активы могут учитываться, в частности, на счете 106 01 "Вложения в основные средства" (если у принимающей стороны они могут быть приняты к учету в составе основных средств).

________________________________

*(1) Расходы на оплату услуги по предоставлению расширенной гарантии на приобретаемое имущество могут не учитываться при формировании его первоначальной стоимости (письмо Минфина России от 11.04.2014 N 02-05-10/16631).

*(2) Расходы на приобретение мебели, инвентаря и оборудования могут быть включены в сводный сметный расчет строительства, финобеспечение которого осуществляется за счет бюджетных инвестиций. В этом случае вся сумма, указанная в сводном сметном расчете, может оплачиваться по виду расходов 414 "Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности" в увязке со статьей КОСГУ 310. В то же время первоначальная стоимость мебели, инвентаря и оборудования формируется обособленно от первоначальной стоимости объекта недвижимости, так как это движимое имущество в дальнейшем подлежит учету в качестве отдельных инвентарных объектов (письмо Минфина России от 18.06.2015 N 02-05-11/35429).


Темы

Вложения в нефинансовые активы. Счет 106 00 (для госсектора)

Основные средства. Счет 101 00 (для госсектора)


См. также

Поступление основных средств (для госсектора)

Первоначальная (фактическая), балансовая стоимость нефинансовых активов (для госсектора)

Первичные документы и регистры учета, применяемые для учета вложений в нефинансовые активы (для госсектора)

Вложения в нефинансовые активы, стоимость которых выражена в иностранной валюте (для госсектора)

Организация бухгалтерского учета при осуществлении капитального строительства (для госсектора)

Порядок принятия решения об отнесении объекта к основным средствам (для госсектора)

Пример. Приобретение основных средств - особо ценного движимого имущества бюджетным (автономным) учреждением за счет нескольких источников финансового обеспечения деятельности

Практические ситуации

Построить список

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Информационный блок "Госсектор: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы


Материал приводится по состоянию на апрель 2021 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений


Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.

Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.


Перечень сокращений, используемых в Энциклопедии решений и других аналитических материалах:

Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"

Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н

Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н

Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н

Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н

Указания N 65н - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н

Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н

Порядок N 85н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 06.06.2019 N 85н

Порядок N 132н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 08.06.2018 N 132н

Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"

Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н

Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н

КБК - коды бюджетной классификации

КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления

КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)

План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности

ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств

ПБС - получатель бюджетных средств

Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения


АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:

С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России

А. Семенюк, заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России), государственный советник РФ 3 класса

В. Пименов, руководитель объединенной редакции "Бюджетная сфера" и Департамента бюджетной методологии компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова

Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор

А. Кулаков, начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер

Г. Панкратова, главный бухгалтер медицинского учреждения, с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края

Е. Янчарин, эксперт по внутреннему финансовому контролю, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России

Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы

Cотрудники объединенной редакции "Бюджетная сфера" компании "Гарант":

А. Шершнева, заместитель руководителя редакции, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса, методолог

Т. Разрезова, шеф-редактор, государственный советник 1 класса, методолог

Н. Андреева, редактор-эксперт, профессиональный бухгалтер, член ИПБ России

О. Левина, редактор-эксперт, советник государственной гражданской службы 1 класса

В. Сульдяйкина, редактор-эксперт, методолог

А. Киреева, редактор-эксперт

И. Сапетина, редактор-эксперт

Ю. Волгина, редактор-эксперт

Т. Дурнова, редактор-эксперт

О. Монако, редактор-эксперт по вопросам налогообложения, аудитор

А. Кузьмина, редактор-эксперт по юридическим вопросам, кандидат юридических наук

Н. Верхова, редактор-эксперт по юридическим вопросам

В. Евсюкова, редактор-эксперт по юридическим вопросам

Сотрудники Департамента бюджетной методологии службы Правового консалтинга ГАРАНТ:

А. Суховерхова, заместитель руководителя департамента, член Союза развития государственных финансов

Ю. Железнева, консультант-эксперт, профессиональный бухгалтер

Н. Старовойтова, консультант-эксперт

Г. Гурашвили, консультант-эксперт

О. Емельянова, консультант-эксперт

Т. Толмачева, консультант-эксперт

Р. Гурашвили, консультант-эксперт

К. Панина, консультант-эксперт

Е. Шубенкина, консультант-эксперт

Р. Ибатуллина, консультант-эксперт

Е. Старовойтова, консультант-эксперт

Э. Чевардина, консультант-эксперт