Применение в казенных учреждениях положений пп. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ до 1 января 2015 года
В силу пп. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ (в редакции до 1 января 2015 года) при определении налоговой базы по налогу на прибыль казенные учреждения не учитывали доходы в виде средств, полученных ими от:
- оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ);
- исполнения иных государственных (муниципальных) функций.
Реализация положений пп. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ (в редакции до 1 января 2015 года) в такой формулировке на практике была сопряжена с налоговыми рисками, так как возникал вопрос: можно ли толковать положения этой нормы как позволяющие не учитывать при налогообложении прибыли доходы казенного учреждения от оказания любых услуг (выполнения любых работ)? Однозначного ответа на этот вопрос нет - по данной проблеме уполномоченные органы давали достаточно противоречивые разъяснения:
Позиция | Основание |
Любые доходы от осуществления деятельности по оказанию услуг (выполнению работ), в том числе от деятельности по сдаче имущества в аренду, не учитываются при налогообложении прибыли, если эта деятельность предусмотрена Уставом казенного учреждения | п. 2 письма Минфина России от 02.08.2012 N 02-03-09/3040 |
Не учитываются при налогообложении прибыли только доходы казенного учреждения от оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) в соответствии с: - Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ (согласно Реестру государственных (муниципальных) услуг); - Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ (согласно Перечню услуг и (или) работ). В частности, в общеустановленном порядке при налогообложении прибыли должны учитываться доходы от сдачи казенными учреждениями имущества в аренду | - письма Минфина России от 04.06.2015 N 03-03-06/4/32312, от 12.05.2015 N 03-03-06/4/27177, от 28.04.2015 N 03-03-05/24417, от 27.03.2015 N 03-03-05/16992, от 12.08.2013 N 03-03-06/4/32634, N 03-03-06/4/32650, от 27.05.2013 N 03-03-06/4/18915, от 22.05.2012 N 03-03-06/4/42, от 16.03.2012 N 03-07-15/26, от 01.03.2012 N 03-03-10/18; - письмо ФНС России от 21.09.2011 N ЕД-4-3/15432@; - письмо Федерального казначейства от 21.06.2012 N 42-2.2-04/32 |
Как видим, налоговые органы с большой долей вероятности могут рассматривать доходы казенного учреждения от оказания услуг (выполнения работ) в качестве налогооблагаемых доходов, если оказываемые услуги (выполняемые работы) не поименованы одновременно в:
1) Уставе казенного учреждения;
2) Реестрах (перечнях) государственных (муниципальных услуг);
3) Государственном (муниципальном) задании (в случае его формирования).
Формирование государственного (муниципального) задания для государственных (муниципальных) казенных учреждений не является обязательным. При отсутствии задания перечень государственных (муниципальных) услуг не формируется (письмо Минфина России от 29.09.2011 N 12-08-25/4392). При этом если оказание услуг предусмотрено уставом учреждения как одна из целей его создания и напрямую связано с полномочиями (функциями) соответствующих органов власти, то оказание этих услуг может быть отнесено к выполнению иных государственных (муниципальных) функций. В этом случае доход от оказания платных услуг подпадает под действие пп. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ (письма ФНС России от 01.08 2013 N ЕД-4-3/13995, Минфина России от 12.05.2015 N 03-03-06/4/27177, от 19.08.2013 N 03-03-05/33760, от 20.12.2013 N 02-01-011/56274).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб организаций государственного сектора
Материалы, представленные в информационном блоке, помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухгалтерского учета, использования бюджетной классификации, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
Значительная часть решений, представленных в блоке, может применяться в любых организациях государственного сектора: в органах государственной власти (местного самоуправления), казенных, бюджетных и автономных учреждениях . В текстах и названиях таких материалов применяется условное сокращенное наименование "госучреждения", объединяющее все организации государственного сектора.
В материалах, предназначенных исключительно для казенных учреждений, содержатся слова "казенное учреждение". Данные материалы, если иное специально не оговорено в текстах, могут применяться органами власти (местного самоуправления)
В решениях, предназначенных исключительно для бюджетных (автономных) учреждений, содержатся слова "бюджетное (автономное) учреждение"
Материал приводится по состоянию на декабрь 2016 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Бюджетная сфера
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Жуковским, Ю. Кошелевой, А. Кузьминой, О. Левиной, М. Миллиард, О. Монако, В. Пименовым, А. Семенюком, А. Суховерховой, А. Шершневой и др.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера":
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Указания N 65н - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденная приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности