Восстановление вычетов по НДС (для госсектора)
Материал могут применять казенные, бюджетные и автономные учреждения, органы государственной власти (местного самоуправления) и другие организации госсектора
Помимо обязанности ведения раздельного учета при осуществлении облагаемых и не облагаемых НДС операций в деятельности организации госсектора может возникнуть ситуация, когда ранее правомерно принятый к вычету НДС необходимо восстановить (п. 3 ст. 170 НК РФ, абзац четвертый п. 6 ст. 171, п.п. 3, 6 ст. 171.1 НК РФ).
Обязанность по восстановлению НДС, ранее правомерно принятого к вычету, появляется в случаях дальнейшего использования приобретенных товаров (работ, услуг), в т.ч. нефинансовых активов, в следующих операциях (п. 2 ст. 170 НК РФ):
- не облагаемых НДС (освобожденных от НДС) на основании ст. 149 НК РФ;
- не признаваемых объектом налогообложения НДС на основании п. 2 ст. 146 НК РФ;
- осуществляемых не на территории РФ в соответствии со ст. ст. 147 и ст. 148 НК РФ.
Обязанность по восстановлению налоговых вычетов в бюджетных и автономных учреждениях напрямую не связана с "переводом" активов с кода 2 "Приносящая доход деятельность" на код вида финансового обеспечения 4 "Субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания".
Учреждением принято решение, что основное средство, приобретенное в рамках приносящей доход деятельности, будет использоваться не только в этой деятельности, но и в "бюджетной". Восстанавливать НДС в данном случае не нужно, так как в нормах ст. 170 НК РФ этих требований нет. При этом не имеет значения, по какому коду вида деятельности учитывается этот объект.
Восстановлению подлежат суммы налога в размере, ранее принятом к вычету, а в отношении основных средств и нематериальных активов - в размере суммы, пропорциональной остаточной (балансовой) стоимости без учета переоценки.
Суммы налога, подлежащие восстановлению, не включаются в стоимость товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, а учитываются в составе прочих расходов в соответствии со ст. 264 НК РФ.
Восстановление сумм налога производится в том налоговом периоде, в котором товары (работы, услуги), в том числе основные средства и нематериальные активы, и имущественные права были переданы или начинают использоваться налогоплательщиком для осуществления операций, указанных в п. 2 ст. 170 НК РФ.
С 1 января 2015 года суммы НДС, принятые к вычету в отношении приобретенных или построенных основных средств - объектов недвижимости, восстанавливаются по правилам ст. 171.1 НК РФ.
При восстановлении НДС в порядке, установленном п. 3 ст. 170 НК РФ, в Книге продаж регистрируются счета-фактуры, на основании которых суммы налога ранее были приняты к вычету, с указанием суммы налога, подлежащей восстановлению (п. 14 Правил ведения Книги продаж, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137).
В соответствии с п. 8 ст. 145 НК РФ суммы "входного" НДС, принятые к вычету до использования права на освобождение от обязанностей налогоплательщика НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), которые в связи с применением этого права не были использованы для облагаемых НДС операций, после отправки налогоплательщиком уведомления об использовании права на освобождение подлежат восстановлению путем уменьшения суммы налоговых вычетов в последнем налоговом периоде перед началом использования права на освобождение, а в случае, если организация госсектора начинает использовать право на освобождение со второго или с третьего месяца квартала, восстановление сумм налога производится в налоговом периоде, начиная с которого используется право на освобождение.
Инструкциями по применению Планов счетов не предусмотрены бухгалтерские записи для отражения в учете операций по восстановлению сумм НДС, принятых ранее к вычету в установленном порядке. Следовательно, порядок отражения в бухгалтерском учете подобных операций необходимо определить в учетной политике для целей бухгалтерского учета. Так, например, восстановление НДС может отражаться по дебету счета 0 210 10 000 "Расчеты по налоговым вычетам по НДС" и кредиту счета 0 303 04 000 "Расчеты по налогу на добавленную стоимость".
В феврале текущего года бюджетное (автономное) учреждение передает учредителю (органу власти) основное средство. Ранее основное средство было приобретено учреждением за счет средств от приносящей доход деятельности и использовалось в приносящей доход деятельности для осуществления операций, облагаемых НДС. Первоначальная стоимость актива (без учета НДС) составляла 60 000 рублей, сумма правомерно принятого к вычету НДС - 10 800 рублей, остаточная стоимость основного средства равна 42 000 рублей.
Операция по безвозмездной передаче основного средства органу государственной власти не признается объектом налогообложения НДС (пп. 5 п. 2 ст. 146 НК РФ). Следовательно, согласно пп. 4 п. 2 и пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ необходимо восстановить сумму НДС, ранее правомерно принятую к вычету.
1. Определяем отношение остаточной стоимости основного средства к первоначальной
42 000 / 60 000 = 0,7
2. Исчисляем восстанавливаемую сумму НДС
10 800 х 0,7 = 7 560 рублей.
3. Учитываем в налоговом учете сумму восстановленного НДС (7 560 рублей) в составе прочих расходов.
4. На сумму восстановленного НДС делаем запись в Книге продаж (регистрируем счет-фактуру, на основании которого налог ранее был принят к вычету).
5. Отражаем операции, связанные с восстановлением НДС в бухгалтерском учете:
В бюджетном учреждении | В автономном учреждении | Сумма, | Содержание операции | ||
Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | ||
Февраль | |||||
2 210 12 560 | 2 303 04 730 | 2 210 12 000 | 2 303 04 000 | 7 560, 00 | Отражено восстановление НДС |
2 401 10 130 | 2 210 12 660 | 2 401 10 130 | 2 210 12 000 | 7 560, 00 | На сумму восстановленного НДС уменьшены доходы от оказания платных услуг |
Апрель | |||||
2 303 04 830 | 2 201 11 610 | 2 303 04 000 | 2 201 11 000 | 7 560, 00 | Сумма восстановленного НДС перечислена в бюджет с лицевого счета на основании Декларации по НДС за 1 квартал |
Уменьшение (130 КОСГУ) | Уменьшение (130 КОСГУ) |
6. Указываем сумму принятого к вычету "входного" НДС, которая подлежит восстановлению, в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, форма и порядок заполнения которой утверждены приказом ФНС России от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@. С этой целью заполняем строку 080 Раздела 3 Декларации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.,
Верхова Н.А., Евсюкова В.А., Казакова Е.С., Якунин Д.А.