Пример. Создание и использование резерва предстоящих расходов в налоговом учете бюджетного учреждения
Чем поможет бюджетному учреждению создание в налоговом учете резерва предстоящих расходов?
Опираясь на условия конкретного примера, сравним налоговую нагрузку, которая ложится на бюджетное учреждение при исчислении налога на прибыль в общеустановленном порядке и в случае создания резерва.
Бюджетное учреждение за налоговый период 2015 года получило доходы от приносящей доход деятельности в сумме 1 300 000 рублей. Расходы, которые учреждение признало при расчете налоговой базы по налогу прибыль, составили 700 000 рублей.
В 2016 году доходы от приносящей доход деятельности составили 500 000 рублей. Расходы, которые учреждение вправе признать при исчислении налога на прибыль, составили 600 000 рублей, в том числе:
- расходы на ремонт оборудования, приобретенного и используемого в рамках приносящей доход деятельности - 300 000 рублей;
- выплаты стимулирующего характера по трудовым договорам - 100 000 рублей;
- прочие расходы - 200 000 рублей.
Ситуация 1
Создание резерва не предусмотрено.
Налоговая база по налогу на прибыль за 2015 год равна
1 300 000 - 700 000 = 600 000 рублей.
Сумма налога на прибыль за 2015 год, которую учреждение заплатило в бюджет, составила
600 000 х 20% = 120 000 рублей.
В 2016 году при определении налоговой базы по налогу на прибыль учреждение признало убыток в сумме 100 000 рублей (500 000 - 600 000).
Ситуация 2
Учетной политикой предусмотрено создание резерва предстоящих расходов на ремонт основных средств и на премирование сотрудников.
Сумма резерва предстоящих расходов, созданного на 31 декабря 2015 года, составила
1 300 000 х 20% = 260 000 рублей.
В Смете предстоящих расходов на ремонт основных средств предусмотрено 150 000 руб. и на премирование сотрудников - 110 000 рублей.
Налоговая база по налогу на прибыль за 2015 год равна
1 300 000 - 700 000 - 260 000 = 340 000 рублей.
Сумма налога на прибыль за 2015 год, которую учреждение заплатило в бюджет, составила
340 000 х 20% = 68 000 рублей.
В 2016 году при определении налоговой базы по налогу на прибыль расходы на ремонт оборудования списаны за счет резерва предстоящих расходов в сумме 150 000 рублей, оставшиеся 150 000 рублей признаны в составе прочих расходов. Выплаты стимулирующего характера в сумме 100 000 рублей также признаны за счет резерва предстоящих расходов.
Кроме того, по состоянию на 31 декабря 2016 года создан резерв предстоящих расходов в сумме 100 000 рублей (500 000 х 20%). Составлена и утверждена соответствующая Смета.
Определяем налоговую базу по налогу на прибыль за 2016 год. Налогооблагаемая прибыль составила 50 000 рублей:
500 000 - 150 000 (расходы на ремонт оборудования) - 200 000 (прочие расходы) - 100 000 (резерв, созданный по итогам 2013 года) = 50 000 рублей
Сумма налога на прибыль за 2016 год, которую необходимо уплатить в бюджет, составляет
50 000 х 20% = 10 000 рублей.
Из приведенных примеров можно сделать вывод, что создание резервов предстоящих расходов в налоговом учете позволяет:
1) уменьшить налоговую нагрузку на учреждение;
2) сделать налоговую нагрузку более равномерной;
3) снизить риски признания убытков в последующих налоговых периодах, тем самым избежав избыточного внимания со стороны органов налогового контроля.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб организаций государственного сектора
Материалы, представленные в информационном блоке, помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухгалтерского учета, использования бюджетной классификации, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
Значительная часть решений, представленных в блоке, может применяться в любых организациях государственного сектора: в органах государственной власти (местного самоуправления), казенных, бюджетных и автономных учреждениях . В текстах и названиях таких материалов применяется условное сокращенное наименование "госучреждения", объединяющее все организации государственного сектора.
В материалах, предназначенных исключительно для казенных учреждений, содержатся слова "казенное учреждение". Данные материалы, если иное специально не оговорено в текстах, могут применяться органами власти (местного самоуправления)
В решениях, предназначенных исключительно для бюджетных (автономных) учреждений, содержатся слова "бюджетное (автономное) учреждение"
Материал приводится по состоянию на декабрь 2016 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Бюджетная сфера
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Жуковским, Ю. Кошелевой, А. Кузьминой, О. Левиной, М. Миллиард, О. Монако, В. Пименовым, А. Семенюком, А. Суховерховой, А. Шершневой и др.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера":
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Указания N 65н - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденная приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности