Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Энциклопедия решений. Классификация расходов бюджетов

Классификация расходов бюджетов

Классификация расходов бюджетов представляет собой группировку расходов бюджетов и отражает направление бюджетных средств на выполнение федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и органами управления государственных внебюджетных фондов основных функций, решение социально-экономических задач.

Код классификации расходов бюджетов состоит из двадцати знаков. Структура двадцатизначного кода классификации расходов бюджетов является единой для всех бюджетов бюджетной системы РФ.


При составлении и исполнении бюджетов согласно Указаниям N 65н перечни и коды классификации расходов бюджетов утверждаются (устанавливаются) в следующем порядке:


Главный распорядитель бюджетных средств

Раздел

Подраздел

Целевая статья

Вид расходов

Программная (непрограммная) статья

Направление расходов

Группа

Подгруппа*(1)

Элемент

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Перечни утверждаются (устанавливаются)

Законом (решением) о бюджете

БК РФ

(единые)

п. 3 ст. 21 БК РФ

Финансовыми органами соответствующих публично-правовых образований


Минфином РФ

(в целях составления и исполнения федерального бюджета)

Подраздел 4.1.2.2 Раздела III Указаний N 65н

БК РФ

(единые)

п. 6 ст. 21 БК РФ

Минфином РФ

(единые)

Подраздел 5.1.2

Раздела III Указаний N 65н

Коды утверждаются (устанавливаются)

Финансовыми органами соответствующих публично-правовых образований


Минфином РФ

(в целях составления и исполнения федерального бюджета)

Приложение 9 к Указаниям N 65н

Минфином РФ

(единые)

Приложение 2 к Указаниям N 65н

Финансовыми органами соответствующих публично-правовых образований


Минфином РФ

(в целях составления и исполнения федерального бюджета)

Приложение 10.1 к Указаниям N 65н

Минфином РФ

(единые)

Приложение 3 к Указаниям N 65н


В соответствии с требованиями ст. 264.6 БК РФ отдельными приложениями к закону (решению) об исполнении бюджета за отчетный финансовый год утверждаются показатели:

1) расходов бюджета по ведомственной структуре расходов соответствующего бюджета;

2) расходов бюджета по разделам и подразделам классификации расходов бюджетов.


Действующие в соответствующем году Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ (в т.ч. их раздел "Классификация расходов бюджетов") не устанавливают законность осуществления организациями госсектора тех или иных расходов (письма Минфина России от 15.08.2014 N 02-05-11/40969, от 30.11.2016 N 02-05-10/70985). Дело в том, что согласно п. 1 ст. 18 БК РФ бюджетная классификация РФ является только группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов в целях составления и исполнения бюджетов, а также составления бюджетной отчетности.

Законность осуществления за счет бюджетных средств тех или иных расходов определяется путем анализа соответствия фактически проведенных расходов положениям правовых актов, обуславливающих возникновение расходных обязательств (письмо Минфина России от 26.05.2015 N 02-10-10/30084):

Пример

В муниципальном казенном учреждении рассматривается возможность перечисления заработной платы на личные банковские карты работников. Встал вопрос об источниках финансового обеспечения, за счет которых могут оплачиваться услуги кредитной организации, связанные с изготовлением и обслуживанием банковских карт.

Согласно действующим Указаниям о порядке применения бюджетной классификации РФ упоминаемые выше расходы в целях учета и отчетности вполне обоснованно могут быть отнесены на подстатью 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ. Однако это вовсе не означает, что муниципальное казенное учреждение имеет право в рамках исполнения бюджетной сметы оплачивать услуги банка по изготовлению и обслуживанию банковских карт работников.

Учитывая то обстоятельство, что оплата услуг банков прямо не предусмотрена бюджетной сметой (расшифровками к ней), муниципальное казенное учреждение направило соответствующий запрос в адрес главного распорядителя бюджетных средств местного бюджета (ГРБС).

Поступил ответ от ГРБС: "Расходы по оплате услуг кредитных организаций, связанные с изготовлением и обслуживанием банковских карт сотрудников казенных учреждений ... муниципального образования не предусмотрены бюджетом на 20..... год". При таких обстоятельствах в текущем году казенное учреждение не вправе осуществлять расходы по оплате соответствующих банковских услуг. Безналичное перечисление заработной платы возможно только на банковские карты, которые сотрудники казенного учреждения получат в кредитной организации самостоятельно (см. также письмо Минфина России от 18.05.2009 N 02-03-09/2039).

На практике при квалификации расходов участников бюджетного процесса в качестве нецелевого использования бюджетных средств должностные лица органов финансового контроля руководствуются положениями действующих в соответствующий период Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ. При этом во внимание принимаются не только перечни расходов, подлежащих отнесению на определенные коды видов расходов, но и иные положения Указаний (определяющие порядок отнесения расходов к разделам, подразделам, целевым статьям). С 1 января 2016 года при исполнении бюджетов коды КОСГУ не используются. Соответственно, нарушение порядка применения КОСГУ в настоящее время не может служить основанием для квалификации расходов в качестве нецелевого использования бюджетных средств.

______________________________

*(1) В части подгрупп видов расходов положения п. 6 ст. 21 БК РФ применяются к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении бюджетов начиная с бюджетов на 2015 год (на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов). При составлении и исполнении бюджета на 2014 год (на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов) применялись единые подгруппы видов расходов, утвержденные приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н.


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Информационный блок "Госсектор: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы


Материал приводится по состоянию на апрель 2021 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений


Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.

Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.


Перечень сокращений, используемых в Энциклопедии решений и других аналитических материалах:

Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"

Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н

Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н

Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н

Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н

Указания N 65н - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н

Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н

Порядок N 85н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 06.06.2019 N 85н

Порядок N 132н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 08.06.2018 N 132н

Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"

Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н

Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н

КБК - коды бюджетной классификации

КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления

КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)

План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности

ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств

ПБС - получатель бюджетных средств

Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения


АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:

С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России

А. Семенюк, заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России), государственный советник РФ 3 класса

В. Пименов, руководитель объединенной редакции "Бюджетная сфера" и Департамента бюджетной методологии компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова

Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор

А. Кулаков, начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер

Г. Панкратова, главный бухгалтер медицинского учреждения, с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края

Е. Янчарин, эксперт по внутреннему финансовому контролю, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России

Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы

Cотрудники объединенной редакции "Бюджетная сфера" компании "Гарант":

А. Шершнева, заместитель руководителя редакции, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса, методолог

Т. Разрезова, шеф-редактор, государственный советник 1 класса, методолог

Н. Андреева, редактор-эксперт, профессиональный бухгалтер, член ИПБ России

О. Левина, редактор-эксперт, советник государственной гражданской службы 1 класса

В. Сульдяйкина, редактор-эксперт, методолог

А. Киреева, редактор-эксперт

И. Сапетина, редактор-эксперт

Ю. Волгина, редактор-эксперт

Т. Дурнова, редактор-эксперт

О. Монако, редактор-эксперт по вопросам налогообложения, аудитор

А. Кузьмина, редактор-эксперт по юридическим вопросам, кандидат юридических наук

Н. Верхова, редактор-эксперт по юридическим вопросам

В. Евсюкова, редактор-эксперт по юридическим вопросам

Сотрудники Департамента бюджетной методологии службы Правового консалтинга ГАРАНТ:

А. Суховерхова, заместитель руководителя департамента, член Союза развития государственных финансов

Ю. Железнева, консультант-эксперт, профессиональный бухгалтер

Н. Старовойтова, консультант-эксперт

Г. Гурашвили, консультант-эксперт

О. Емельянова, консультант-эксперт

Т. Толмачева, консультант-эксперт

Р. Гурашвили, консультант-эксперт

К. Панина, консультант-эксперт

Е. Шубенкина, консультант-эксперт

Р. Ибатуллина, консультант-эксперт

Е. Старовойтова, консультант-эксперт

Э. Чевардина, консультант-эксперт