Отражение в бухгалтерском учете бюджетного учреждения операций по созданию и использованию резерва предстоящих расходов в целях налогообложения прибыли
Согласно положениям ст. 267.3 "Расходы на формирование резервов предстоящих расходов некоммерческих организаций" НК РФ бюджетное учреждение вправе сформировать резерв предстоящих расходов в целях налогообложения прибыли.
Создание в налоговом учете такого резерва не влияет на порядок организации и ведения бухгалтерского учета в бюджетном учреждении. Так, при отражении в бухгалтерском учете операций по списанию затрат за счет Смет предстоящих расходов, утвержденных при формировании резерва согласно ст. 267.3 НК РФ, суммы должны списываться в общеустановленном порядке в дебет:
- счета 2 109 00 000 "Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг" (если затраты должны учитываться при формировании себестоимости готовой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг);
- счета 2 401 20 000 "Расходы текущего финансового года" (в иных случаях).
Вместе с тем, в целях обеспечения управленческого и налогового учета бюджетное учреждение может вести учет операций, связанных с созданием и использованием средств резерва предстоящих расходов, на специальном забалансовом счете (п. 332 Инструкции N 157н, ст. 313 НК РФ). Возможность и правила организации учета по этом счету должны быть предусмотрены положениями учетной политики учреждения для целей бухгалтерского учета, а сам забалансовый счет должен быть включен в Рабочий план счетов бюджетного учреждения.
Забалансовый учет операций, связанных с созданием и использованием резерва предстоящих расходов, желательно организовать в разрезе:
- смет расходов;
- налоговых периодов, на которые запланированы расходы;
- кодов КОСГУ и (или) направлений расходов, предусмотренных сметами, но не соответствующих кодам КОСГУ.
Резерв предстоящих расходов, формируемый бюджетным учреждением в соответствии со ст. 267.3 НК РФ, следует отличать от резервов предстоящих расходов, учитываемых на одноименном счете 401 60 и формируемых в соответствии с нормами п. 302.1 Инструкции N 157н. Дело в том, что резервы в налоговом учете создаются в целях выравнивания налоговой нагрузки по отчетным (налоговым) периодам путем уменьшения налоговой базы текущего периода, в котором "не хватает" расходов. В бухгалтерском учете резервы формируются с целью экономически обоснованного формирования фактической себестоимости, а также отражения в отчетности информации об отложенных обязательствах учреждения.
В 2015 году бюджетное учреждение получило доходы от оказания платных услуг в рамках приносящей доход деятельности в сумме 3 000 000 рублей. Все доходы получены в четвертом квартале 2015 года. При расчете налоговой базы по налогу прибыль могут быть признаны расходы в сумме 2 300 000 рублей.
В 2015 году был создан резерв предстоящих расходов на осуществление расходов на общую сумму 600 000 рублей (3 000 000 х 20%). Согласно утвержденной смете средства резерва должны быть израсходованы в 2016 году на:
- ремонт оборудования (220 000 рублей);
- осуществление выплат стимулирующего характера по трудовым договорам (380 000 рублей).
Учет операций по созданию в налоговом учете резерва предстоящих расходов и осуществлению расходов за счет данного резерва осуществляется с использованием забалансового счета 51 "Резерв предстоящих расходов".
В 2016 году доходы от оказания платных услуг в рамках приносящей доход деятельности составили 900 000 рублей. Все доходы получены в четвертом квартале 2016 года. Расходы, которые учреждение вправе признать при исчислении налога на прибыль, составили 1 220 000 рублей, в том числе:
- осуществление выплат стимулирующего характера по трудовым договорам - 350 000 рублей;
- расходы на ремонт оборудования, приобретенного и используемого в рамках приносящей доход деятельности - 320 000 рублей;
- иные расходы - 550 000 рублей.
Расходы осуществлялись в четвертом квартале 2016 года.
В бухгалтерском и налоговом учете бюджетного учреждения могут быть сделаны следующие записи.
1. Бюджетным учреждением определена общая сумма резерва предстоящих расходов:
3 000 000 х 20% = 600 000 рублей.
2. Произведен расчет обязательств бюджетного учреждения по налогу на прибыль по итогам 2012 года:
(3 000 000 - 2 300 000 - 600 000) х 20% = 20 000 рублей
3. В бухгалтерском и налоговом учете отражаются записи, связанные с исчислением и уплатой налога на прибыль по итогам 2015 года.
Дебет | Кредит | Сумма, руб. | Содержание операции |
Увеличение 51 (211 КОСГУ) | 380 000,00 | Составлена и утверждена смета расходов на 2016 год за счет созданного по итогам 2015 года резерва | |
Увеличение 51 (225 КОСГУ) | 220 000,00 | ||
2 401 10 130 | 2 303 03 730 | 20 000,00 | Начислен налог на прибыль по итогам 2015 года |
2 303 03 830 | 2 201 11 610 | 20 000,00 | Уплачен налог на прибыль по итогам 2015 года |
Уменьшение (130 КОСГУ) |
4. В бухгалтерском и налоговом учете отражаются записи, связанные с учетом расходов бюджетного учреждения, произведенных в 2016 году.
Дебет | Кредит | Сумма, руб. | Содержание операции |
2 109 60 211 | 2 302 11 730 | 350 000, 00 | В бухгалтерском учете отражены расходы по начислению стимулирующего характера |
Уменьшение 51 (211 КОСГУ) | 350 000, 00 | За счет созданного резерва списаны расходы на осуществление выплат стимулирующего характера (согласно смете расходов на 2016 год, но не более фактически осуществленных расходов) | |
2 109 60 225 | 2 302 25 730 | 320 000, 00 | В бухгалтерском учете отражены расходы по ремонту оборудования |
Уменьшение 51 (225 КОСГУ) | 220 000, 00 | За счет созданного резерва списаны расходы на ремонт (в сумме, предусмотренной сметой расходов на 2016 год) | |
2 109 00 000 | 2 302 00 730 | 550 000, 00 | В бухгалтерском учете отражены иные затраты, подлежащие учету при формировании в бухгалтерском учете информации о себестоимости платных услуг |
5. Произведен расчет обязательств бюджетного учреждения по налогу на прибыль по итогам 2016 года.
Расходы, списанные за счет резерва:
350 000 + 220 000 = 570 000 рублей
Расходы, подлежащие учету при налогообложении прибыли в 2016 году:
1 220 000 - 570 000 = 650 000 рублей.
Внереализационные доходы в сумме неиспользованного резерва (в части выплат стимулирующего характера):
380 000 - 350 000 = 30 000 рублей.
Обязательства бюджетного учреждения по уплате налог на прибыль по итогам 2016 года
(900 000 + 30 000 - 650 000) х 20% = 56 000 рублей.
6. В бухгалтерском и налоговом учете отражаются записи, связанные с исчислением и уплатой налога на прибыль по итогам 2016 года.
Дебет | Кредит | Сумма, руб. | Содержание операции |
Уменьшение 51 (211 КОСГУ) | 30 000, 00 | Сумма резерва, не использованная для осуществления расходов, предусмотренных сметой на 2016 год, списана с забалансового учета при включении в состав внереализационных доходов учреждения за 2016 год | |
2 401 10 130 | 2 303 03 730 | 56 000, 00 | Начислен налог на прибыль по итогам 2016 года |
2 303 03 830 | 2 201 11 610 | 56 000, 00 | Уплачен налог на прибыль по итогам 2016 года |
Уменьшение (130 КОСГУ) |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб организаций государственного сектора
Материал приводится по состоянию на май 2017 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Бюджетная сфера
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера" использованы авторские материалы, предоставленные:
С. Бычковым, заместителем директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Ю. Крохиной, заведующей кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктором юридических наук, профессором
В. Пименовым, руководителем направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", экспертом Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова
А. Семенюком, государственным советником РФ 3 класса
А. Шершневой, советником государственной гражданской службы РФ 2 класса
О. Левиной, советником государственной гражданской службы 1 класса
О. Монако, аудитором
А. Кузьминой, кандидатом юридических наук
Д. Жуковским, начальником отдела автоматизации бюджетного учета (программные продукты фирмы "1С")
Ю. Кошелевой, специалистом по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"
и др.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера":
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Указания N 65н - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденная приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности