Подгруппа видов расходов 240 "Иные закупки товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд"
Согласно Указаниям N 65н подгруппа видов расходов 240 "Иные закупки товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд" применяется для обобщения расходов всех бюджетов бюджетной системы РФ на закупку товаров, работ и услуг, не отнесенных Указаниями N 65н к иным подгруппам.
Подгруппа 240 детализирована следующими элементами видов расходов:
- 241 "Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы";
- 242 "Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий";
- 243 "Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества";
- 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд";
- 245 "Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд в области геодезии и картографии вне рамок государственного оборонного заказа".
Элемент 241
По элементу видов расходов 241 отражаются расходы бюджетов и учреждений на закупку научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, соответствующих положениям главы 38 "Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ" ГК РФ (п. 2 письма Минфина России от 10.07.2015 N 02-05-10/39839, письма Минфина России от 22.04.2016 N 02-05-10/23641, от 17.03.2016 N 02-05-10/14788). Данный элемент видов расходов необходимо, в частности, увязывать с:
- кодами разделов (подразделов) согласно требованиям Подраздела 3 Раздела III Указаний N 65н;
- кодами КОСГУ согласно Приложению 5 к Указаниям N 65н (элемент видов расходов 241 должен применяться только с кодами КОСГУ 226, 290 и 320, а в части расходов на спецоборудование - с кодом 340).
Увязка элемента вида расходов 241 с кодом КОСГУ 310 в Приложении 5 к Указаниям N 65н не предусмотрена.
Во избежание последующих разногласий с контролирующими органами, результат выполнения работ (положительный или отрицательный) желательно оформить двусторонним Актом.
Общеобразовательная организация, содержание и обеспечение которой осуществляется по подразделу 0702 "Общее образование", оплачивает научные исследования, в результате которых к ней перейдут исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности.
Данные расходы должны отражаться по:
- подразделу 0708 "Прикладные научные исследования в области образования";
- элементу видов расходов 241 "Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы";
- коду КОСГУ 320 "Увеличение стоимости нематериальных активов".
Элемент 242
Указания N 65н не содержат перечня конкретных видов оборудования, материалов, работ и услуг, расходы по оплате которых следует относить на элемент видов расходов 242 "Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий". Определение принадлежности расходов бюджетов к сфере информационно-коммуникационных технологий предметом Указаний N 65н не является и осуществляется на основании положений нормативных правовых актов, регулирующих отношения в указанной сфере (письмо Минфина России от 17.12.2014 N 02-05-10/65250). Применение кода вида расходов 242 может быть увязано с соответствующим Планом информатизации.
Предоставление разъяснений по вопросам отнесения товаров, работ, услуг к сфере информационно-коммуникационных технологий относится к компетенции Минкомсвязи России, за которым в соответствии с постановлением Правительства РФ от 02.06.2008 N 418 "О Министерстве связи и массовых коммуникаций Российской Федерации" закреплены функции по нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий (см. также письма Минфина России от 08.07.2014 N 02-05-10/33098, от 04.06.2014 N 02-05-10/26849).
По виду расходов 242 подлежат отражению расходы федерального бюджета:
- на реализацию мероприятий по созданию, с учетом опытной эксплуатации, развитию, модернизации, эксплуатации государственных информационных систем и информационно-коммуникационной инфраструктуры;
- по использованию информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в деятельности федеральных государственных органов, в т.ч. находящихся в их ведении федеральных государственных казенных учреждений.
Объекты, аналогичные включаемым в сферу информационно-коммуникационных технологий (с учетом, при необходимости, монтажных и пусконаладочных работ), могут приобретаться в рамках капвложений. В этом случае соответствующие расходы, включенные в сводный сметный расчет стоимости строительства или реконструкции объекта, отражаются по элементам подгруппы 400 "Капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности".
Расходы бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования субъектов РФ на реализацию мероприятий по информатизации в части региональных (муниципальных) информационных систем и информационно-коммуникационной инфраструктуры также могут отражаться по коду видов расходов 242. Однако применение кода 242 возможно только в том случае, если соответствующее решение будет принято финансовым органом субъекта РФ (муниципального образования) (письмо Минфина России от 30.12.2014 N 02-05-11/68872).
Элемент 243
По элементу 243 отражаются расходы бюджетов и учреждений на закупку товаров, работ, услуг в целях:
- капитального ремонта государственного (муниципального) имущества;
- реставрации государственного (муниципального) имущества.
Предоставление разъяснений по вопросам отнесения работ к капитальному ремонту (в части ремонта объектов недвижимости) относится к компетенции Минстроя России, за которым закреплены функции по нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (см. Положение о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 N 1038)*(1). Работы по ремонту дорог квалифицируются в качестве капремонта в соответствии с разъяснениями Минтранса России (см. Положение о Министерстве транспорта Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 395). Обоснованность расходов по капремонту оборудования подтверждается данными технических паспортов (иной технической документации), а также Графиком капремонта, составляемым должностным лицом, ответственным за безопасность эксплуатации оборудования. Работы по текущему ремонту оплачиваются по коду видов расходов 244.
Расходы на осуществление бюджетных инвестиций в форме капвложений в объекты капстроительства, на приобретение объектов недвижимого имущества подлежат отражению по соответствующим подгруппам и элементам группы видов расходов 400 "Капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности".
Элемент 244
По элементу 244 отражаются расходы бюджетов и учреждений на закупку товаров, работ, услуг для государственных (муниципальных) нужд, не отнесенные согласно Указаниям N 65н к иным элементам видов расходов.
В частности, по элементу 244 могут отражаться расходы на закупку товаров, работ, услуг в сфере ИКТ. Речь идет прежде всего об отражении расходов в сфере ИКТ тех бюджетов, при составлении и исполнении которых не предусмотрено использование элемента 242, а также о расходах бюджетных и автономных учреждений.
Кроме того, оплату договоров на оказание услуг по обучению в сфере ИКТ также следует относить на элемент 244.
Достаточно большая номенклатура специальной техники, оборудования и систем не относится к сфере ИКТ. Приобретение (монтаж, создание) таких объектов, а также любые расходы по их содержанию и обслуживанию подлежат отражению по элементу 244:
Оборудование и системы, не относящиеся к сфере ИКТ | Расходы по обслуживанию оборудования и систем, не относящиеся к сфере ИКТ |
Томографы, полиграфы, аппараты ультразвуковой диагностики, мобильные и стационарные инспекционные досмотровые комплексы и т.п. Навигаторы Оборудование для кабельного (спутникового) телевидения Системы пожарной и охранной сигнализации, допуска в помещения, радиооповещения, видеонаблюдения (в т.ч. с использованием удаленных web-камер) | Приобретение запасных частей, бумаги Приобретение оборудования для кабельного (спутникового) телевидения Приобретение расходных материалов (в том числе картриджей и тонеров) Заправка картриджей Оплата абонентской платы за кабельное (спутниковое) телевидение, за пользование радиоточкой |
Перечни расходов, которые могут осуществляться за счет элемента 244, являются открытыми, - не исключают отнесения на эти коды видов расходов иных не упоминаемых в таких перечнях, но аналогичных по экономическому содержанию расходов. В частности, за счет элемента 244 подлежат оплате расходы по:
- приобретению нефинансовых активов (в том числе автотранспортных средств);
- содержанию нефинансовых активов в чистоте;
- приобретению (изготовлению) подарочной и сувенирной продукции (в увязке с кодом КОСГУ 290 "Прочие расходы").
Социальные гарантии и компенсации персоналу государственных органов и учреждений, обусловленные статусом этих сотрудников (работников, служащих, военнослужащих), могут предоставляться как в денежной, так и в натуральной форме. Натуральная форма обеспечения по общему правилу предполагает отражение расходов по элементу 244.
Элемент 245
Начиная с бюджетов на 2015 год (на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов) расходы бюджетов и учреждений на закупку товаров, работ и услуг в области геодезии и картографии вне рамок гособоронзаказа отражаются по элементу 245. Отнесение расходов к этой категории закупок осуществляется на основании положений нормативных правовых актов, регулирующих отношения в указанной сфере (письмо Минфина России от 11.03.2016 N 02-05-12/13692).
______________________________
*(1) Перечни работ по капитальному ремонту также содержатся в следующих документах:
- Перечень работ по капитальному ремонту зданий и сооружений (приложение N 8 к "Положению... МДС 13-14.2000", утвержденному постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 N 279);
- Ведомственные строительные нормы ВСН 58-88 (р) "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения" (утв. приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23.11.1988 N 312).
Правомерность отнесения расходов на КВР 243 или 244 на протяжении нескольких лет является основанием для привлечения должностных лиц казенных учреждений к ответственности за нецелевое использование бюджетных средств. При этом не исключено, что штраф может быть наложен на главного бухгалтера (решение Волгоградского областного суда от 24.02.2016 по делу N 07-277/2016).
Суды, рассматривая подобные дела, квалифицируют работы в качестве капитального или текущего ремонта исходя из положений Градостроительного кодекса РФ, а также нормативных правовых актов, указанных выше (см., например, решение Пермского краевого суда от 25.01.2016 по делу N 21-80/2016, решение Красноярского краевого суда от 02.06.2016 по делу N 7Р-536/2016).
Тема
См. также
Статья 220 "Оплата работ, услуг" КОСГУ
Подстатья 221 "Услуги связи" КОСГУ
Статья 290 "Прочие расходы" КОСГУ
Группа 300 "Поступление нефинансовых активов" КОСГУ
Применение КОСГУ и кодов видов расходов при оплате информационно-правового обеспечения ГАРАНТ
Применение КОСГУ при проведении мероприятий (праздников, торжественных собраний и т.п.)
Практические ситуации
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Госсектор: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб организаций государственного сектора
Материал приводится по состоянию на октябрь 2018 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Авторский коллектив:
С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор
Е. Янчарин, заместитель начальника Управления организации капитального строительства ДТ МВД России
В. Пименов, руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова
А. Семенюк, государственный советник РФ 3 класса
А. Шершнева, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
О. Левина, советник государственной гражданской службы 1 класса
О. Монако, аудитор
А. Кузьмина, кандидат юридических наук
Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях госсектора
А. Суховерхова, ведущий эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
В. Сульдяйкина, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"
и др.
Перечень сокращений:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Указания N 65н - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденная приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности