Налогообложение при безвозмездном получении работ (услуг) в организациях госсектора
Материал могут применять казенные, бюджетные и автономные учреждения, органы государственной власти (местного самоуправления) и другие организации госсектора
Налог на прибыль
В соответствии с положениями п. 2 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно:
- на основании решений органов государственной власти, органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов;
- от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению.
К таким целевым поступлениям, в частности, относятся доходы в виде безвозмездно полученных некоммерческими организациями работ (услуг), выполненных (оказанных) на основании соответствующих договоров (пп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ).
В целях налогообложения прибыли работы, услуги считаются полученными безвозмездно, если их получение не связано с возникновением у получателя обязанности передать имущество (имущественные права) передающему лицу (выполнить для передающего лица работы, оказать передающему лицу услуги) (п. 2 ст. 248 НК РФ).
Согласно п. 1 ст. 123.21, п. 1 ст. 123.22 ГК РФ государственные (муниципальные) казенные, бюджетные и автономные учреждения являются некоммерческими организациями и соответственно не должны учитывать при налогообложении прибыли доходы в виде безвозмездно полученных работ (услуг) на основании пп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ (см. письмо Минфина России от 29.10.2013 N 03-03-06/4/46052).
Напомним, что казенными учреждениями являются также органы местного самоуправления, которые наделяются правами юридического лица (ч. 2 ст. 41 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
А вот статус органов государственной власти не позволяет им применять упоминаемые выше положения пп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ. В то же время доходы в виде безвозмездно полученных работ (услуг) в рамках деятельности, осуществляемой органом власти в пределах его компетенции от имени публично-правового образования, не учитываются при налогообложении прибыли. Дело в том, что исходя из положений ст. ст. 11, 246 НК РФ публично-правовые образования не являются плательщиками налога на прибыль.
При безвозмездном получении работ (услуг) желательно, чтобы в распоряжении государственного (муниципального) учреждения должны быть следующие документы:
1) Договор безвозмездного получения работ (услуг);
2) Смета, в которой приводится подробный перечень безвозмездно выполненных работ (оказанных услуг);
3) двусторонний Акт выполненных работ (оказанных услуг);
4) Акт профильной комиссии учреждения, подтверждающий направленность безвозмездно полученных работ (услуг) на достижение целей, ради которых создано учреждение и соответствие этих операций указанным целям.
В рассматриваемой ситуации, несмотря на безвозмездность договора, не лишним будет указание в договоре стоимости работ (услуг), обоснованной Сметой (иным документом). В таком случае будут соблюдаться все критерии, установленные пп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ, и учреждение вполне обоснованно сможет не учитывать при налогообложении прибыли доходы в виде безвозмездно полученных работ (услуг) (см. также письмо Минфина России от 02.07.2013 N 03-03-05/25179).
Работы, выполненные для государственного (муниципального) учреждения безвозмездно, могут быть квалифицированы в качестве достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации объекта основных средств. Как правило, первоначальная стоимость основных средств изменяется в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов и по иным аналогичным (п. 2 ст. 257 НК РФ). Однако в ситуации, когда работы получены безвозмездно, первоначальная стоимость реконструированного (модернизированного) основного средства не подлежит увеличению в связи с тем, что учреждение не производило расходы на реконструкцию (достройку, дооборудования, модернизацию) этого объекта (абзац второй п. 1 ст. 257 НК РФ, письмо Минфина России от 01.09.2015 N 03-03-06/1/50225).
Налог на имущество
Если безвозмездно выполненные работы квалифицируются в качестве достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации объекта, то в бухгалтерском учете может быть изменена балансовая стоимость соответствующих основных средств (п. 27 Инструкции N 157н).
Увеличенная стоимость имущества, являющегося объектом налогообложения (ст. 374 НК РФ), учитывается при расчете платежей по налогу на имущество на 1 число месяца, следующего за месяцем отражения в бухгалтерском учете изменения первоначальной стоимости основного средства в результате достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации (п. 4 ст. 376 НК РФ).
НДС
Безвозмездная передача результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией работ, услуг и является объектом обложения НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Плательщиком НДС в общем случае является исполнитель работ, услуг (ст. 143 НК РФ). Осуществляя операции по безвозмездному выполнению работ (оказанию услуг), налогоплательщик обязан начислить НДС, выписать счет-фактуру и отразить его в книге продаж.
Однако применить налоговый вычет при безвозмездном получении имущества нельзя. Учреждение не регистрирует в книге покупок счета-фактуры, полученные при безвозмездном выполнении работ, (оказании услуг) (п. 19 Правил ведения книги покупок, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утв. постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.,
Верхова Н.А., Евсюкова В.А., Казакова Е.С., Якунин Д.А.