Применение КОСГУ при оплате перевозки грузов, пассажиров и багажа
Согласно положениям Раздела V Указаний N 65н на подстатью 222 "Транспортные услуги" КОСГУ прежде всего относится провозная плата по договорам перевозки грузов, пассажиров и багажа. Поэтому для корректного отнесения расходов на данную подстатью КОСГУ принципиально важное значение имеет квалификация договора (контракта), который заключает организация госсектора, в качестве договора перевозки в соответствии с положениями главы 40 "Перевозка" ГК РФ. Подтвердить заключение договора перевозки можно на основании следующих документов*(1):
Вид транспорта | Документы | Основание |
Договор перевозки груза | ||
Автомобильный | п. 2 ст. 785 ГК РФ, ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" | |
Железнодорожный | 1. Транспортная железнодорожная накладная 2. Квитанция о приеме груза, выданная на основании транспортной железнодорожной накладной | п. 2 ст. 785 ГК РФ, ст. 25 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" |
Воздушный | Грузовая накладная | п. 2 ст. 785 ГК РФ, п. 2 ст. 105 Воздушного кодекса Российской Федерации от 19.03.1997 N 60-ФЗ |
Внутренний водный | 1. Транспортная накладная 2. Дорожная ведомость и квитанция о приеме груза, оформленные на основании транспортной накладной | п. 2 ст. 785 ГК РФ, п. 2 ст. 67 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001 N 24-ФЗ |
Договор перевозки пассажира | ||
Автомобильный | 1. Билет | п. 2 ст. 786 ГК РФ, ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" |
Железнодорожный | 1. Билет 3. Грузобагажная квитанция | п. 2 ст. 786 ГК РФ, ст. 82 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" |
Воздушный | 1. Билет | п. 2 ст. 786 ГК РФ, п. 2 ст. 105 Воздушного кодекса Российской Федерации от 19.03.1997 N 60-ФЗ |
Внутренний водный | 1. Билет | п. 2 ст. 786 ГК РФ, п. 2 ст. 97 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001 N 24-ФЗ |
В дополнение к перечисленным выше документам факт осуществления перевозки и, соответственно, обоснованность применения кода КОСГУ 222 должны подтверждаться данными иных документов, оформляемых в связи с конкретной перевозкой (отгрузочными документами - при оплате перевозки грузов; авансовым отчетом - при оплате проезда сотрудника к месту командирования и обратно и т.д.).
Напомним, что для удостоверения договора перевозки все чаще используются электронные билеты, в которых информация о перевозке пассажира и багажа представляется в электронно-цифровой форме. В таких случаях госучреждением обязательно должны быть получены (истребованы) выписки из соответствующих автоматизированных систем, которые рассматриваются в качестве бланков строгой отчетности (маршрут/квитанции, купоны и т.д.).
Достаточно часто организации госсектора приобретают билеты для последующей выдачи своим сотрудникам. Если эти билеты оформляются на "обычных" бланках строгой отчетности, изготовленных типографским способом, при их поступлении в госучреждение они должны быть переданы в кассу и учтены в составе денежных документов на счете 201 35 "Денежные документы" (п. 169 Инструкции N 157н). А вот стоимость электронных билетов может учитываться согласно положениям учетной политики организации или в на счете 201 35 "Денежные документы", или в составе выданных авансов.
Компенсация командировочных расходов сотрудника на проезд отражается по подстатье 212 "Прочие выплаты" КОСГУ. В то же время оплата (закупка) на основании договора услуг, связанных с командировкой, в части оплаты проезда к месту служебной командировки и обратно транспортом общего пользования учитывается по подстатье 222 "Транспортные услуги" КОСГУ.
Организации госсектора оплачивают перевозки в целях:
I) непосредственного исполнения функций, возложенных на эти организации;
II) предоставления сотрудникам организации дополнительных гарантий и компенсаций, обусловленных статусом этих лиц.
При этом в зависимости от ситуации могут использоваться следующие способы оплаты:
1) безналичная оплата перевозок контрагентам (юридическим и физическим лицам);
2) оплата перевозок через подотчетных лиц - сотрудников организации;
3) возмещение в установленных случаях расходов на оплату перевозки физическим лицам (в том числе сотрудникам), которые ранее оплатили перевозку за счет личных денежных средств.
I. К перевозкам, направленным на исполнение функций, возложенных на организации госсектора, относятся:
- проезд сотрудников к месту командирования и обратно;
- обеспечение в установленных случаях проезда на общественном транспорте (обеспечение проездными документами);
- обеспечение проезда свидетелям, вызываемым следственными или судебными органами;
- проезд к месту нахождения учебного заведения и обратно работников, совмещающих работу с обучением.
Оплата перевозок данной группы может осуществляться по подстатье КОСГУ 222 любым из перечисленных выше способов - организация может приобрести для физического лица проездные документы (в том числе и через уполномоченных подотчетных лиц), может предоставить аванс на оплату расходов (если речь идет о сотруднике) или возместить расходы физического лица на основании предоставленных им подтверждающих документов.
II. К перевозкам, направленным на предоставление сотрудникам организации дополнительных гарантий и компенсаций, обусловленных статусом этих лиц, относятся:
- проезд к месту проведения отпуска и обратно военнослужащих и приравненных к ним лиц, членов их семей;
- проезд и услуги по перевозке личного имущества при переезде на новое место службы военнослужащих и приравненных к ним лиц.
Оплата перевозок данной группы может осуществляться по подстатье КОСГУ 222 только в том случае, если проездные билеты для конкретного лица оплачиваются непосредственно организацией (безналично или через уполномоченных подотчетных лиц).
Дополнительные гарантии и компенсации, обусловленные статусом сотрудников, могут оплачиваться путем:
1) выдачи аванса лицу, осуществляющему поездку (перевозку);
2) последующей компенсации расходов лица, осуществляющего поездку (перевозку), на основании представленных им документов.
В таких ситуациях речь идет не о приобретении госучреждением транспортных услуг, а о выплате соответствующих компенсаций, следовательно, оплата должна осуществляться за счет подстатьи 212 "Прочие выплаты" КОСГУ. Так, на подстатью КОСГУ 212 относятся расходы по оплате КОМПЕНСАЦИИ:
- стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей;
- расходов, связанных с проездом при переезде из районов Крайнего Севера, лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях;
- расходов по оплате проезда к месту проведения отпуска и обратно военнослужащим и приравненным к ним лицам, членам их семей;
- стоимости проезда и услуг по перевозке личного имущества при переезде на новое место службы военнослужащих и приравненных к ним лиц;
- стоимости проезда к месту отпуска и обратно судьям;
- стоимости проезда на все виды общественного транспорта.
______________________________
*(1) Помимо приведенных в таблице документов, на основании которых подтверждается заключение договора перевозки, могут применяться и иные документы, если это предусмотрено соответствующим транспортным уставом или кодексом.
Тема
Подстатья 222 "Транспортные услуги" КОСГУ
См. также
Применение КОСГУ при оплате комплексных услуг, включающих элементы оказания транспортных услуг
Учет авиабилетов в госучреждении
Подтверждение расходов подотчетных лиц госучреждения при приобретении электронных билетов
Учет денежных документов. Счет 201 35 (для госсектора)
Подстатья 212 "Прочие выплаты" КОСГУ
Практические ситуации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Госсектор: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб организаций государственного сектора
Материал приводится по состоянию на сентябрь 2017 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Авторы:
С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор
Е. Янчарин, заместитель начальника Управления организации капитального строительства ДТ МВД России
В. Пименов, руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова
А. Семенюк, государственный советник РФ 3 класса
А. Шершнева, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
О. Левина, советник государственной гражданской службы 1 класса
О. Монако, аудитор
А. Кузьмина, кандидат юридических наук
Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях госсектора
А. Суховерхова, ведущий эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
В. Сульдяйкина, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"
и др.
Перечень сокращений:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Указания N 65н - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденная приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности