Гранты, предоставляемые госучреждениям
Решение может применяться в казенных, бюджетных и автономных учреждениях
В последние годы все более актуальной становится задача привлечения государственными (муниципальными) учреждениями дополнительных денежных средств из внебюджетных источников, а также перераспределение бюджетных средств в целях стимулирования развития ключевых отраслей государственного сектора и российской экономики в целом.
Один из наиболее эффективных инструментов для решения подобных задач - гранты.
Действующие нормативные правовые акты не содержат универсального определения понятия "грант"*(1). Как правило, под грантами понимаются денежные средства, которые предоставляются:
- по итогам проведения конкурсных процедур (с применением иных специальных механизмов отбора грантополучателей);
- на основании соглашения, договора или иного документа, который определяет цель (цели) и условия предоставления гранта;
- безвозмездно и безвозвратно;
- с условием предоставления отчетности по итогам расходования средств гранта, а в отдельных случаях и по отдельным этапам реализации соответствующего проекта.
Часть гранта может предоставляться не в виде денежных средств - грантополучателю может передаваться иное имущество (например, научное оборудование). При этом грантодатели в отдельных случаях оговаривают в соглашениях о предоставлении грантов порядок использования переданного грантополучателю или приобретенного на средства гранта имущества (на определенный период или на весь срок эксплуатации имущества).
В настоящее время не существует закрепленного законодательно закрытого перечня целей, на которые могут выделяться гранты. В то же время практика показывает, что обычно их предоставляют на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, науки, физической культуры и спорта, охраны здоровья, охраны окружающей среды, защиты прав и свобод человека и гражданина, социального обслуживания малоимущих и социально незащищенных категорий граждан.
Гранты могут предоставляться:
- российскими организациями;
- иностранными и международными организациями, объединениями;
- российскими и иностранными физическими лицами;
- уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Поступающий в учреждение грант может быть предназначен для реализации проекта самим учреждением, которое выступает в качестве грантополучателя.
Однако в отдельных случаях бюджетное (автономное) учреждение может выступать только в качестве организации, обслуживающей проект, на реализацию которого предоставляется грант. Такие гранты выделяются на основании трехсторонних соглашений, заключаемых между руководителем проекта, грантодателем и учреждением. При этом грантополучателями являются физические лица: руководитель проекта и исполнители проекта.
Как правило, гранты предоставляются по итогам проведения конкурса. Тем самым решается задача эффективного распределения средств - финансовое обеспечение получают самые эффективные, конкурентоспособные и актуальные проекты.
Казенные, бюджетные и автономные учреждения могут участвовать в конкурсах на право получения грантов наравне с иными организациями, физическими лицами. В то же время государственному (муниципальному) учреждению желательно согласовывать свое участие в любых конкурсах на получение грантов с вышестоящей организацией:
- с главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств (если речь идет о казенном учреждении);
- с органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя (если речь идет о бюджетном или автономном учреждении).
Согласие оформляется на бланке уполномоченного органа. Его наличие поможет исключить разногласия с различными должностными лицами при внесении изменений в Бюджетную смету, План ФХД - необходимость в таких изменениях обязательно возникнет при получении гранта.
На практике часто возникает вопрос: кому будут принадлежать права на результаты интеллектуальной деятельности, которая финансировалась за счет средств гранта?
По общему правилу исключительное право на результат интеллектуальной деятельности первоначально возникает у его автора, которым может быть только физическое лицо (см., например, ст.ст. 1257, 1347 ГК РФ). Специальные правила установлены для тех объектов, которые были созданы работниками организации в пределах установленных для них трудовых обязанностей. Такие объекты (произведения, изобретения и т.п.) являются служебными (см., в частности, ст. 1295, п. 1 ст. 1370 ГК РФ). Право авторства в отношении объектов интеллектуальной собственности, созданных работником в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя, принадлежит работнику (п. 2 ст. 1370, п. 1 ст. 1295). Исключительное же право на служебный объект интеллектуальной собственности по общему правилу возникает именно у работодателя (п. 2 ст. 1295, п. 3 ст. 1370 ГК РФ).
_______________________
*(1) Определение понятия "грант" содержится в Федеральном законе от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике", однако оно может использоваться только в целях применения положений данного закона. В письме от 08.07.2014 N 02-05-11/33097 специалисты финансового ведомства к выплатам, осуществляемым по результатам ежегодного конкурса юридическим лицам, применяют положения БК РФ и Указаний N 65н, относящиеся к грантам.
Тема
Порядок осуществления бюджетными (автономными) учреждениями операций с денежными средствами
См. также
Получение и расходование средств грантов казенными учреждениями
Получение и расходование средств грантов бюджетными и автономными учреждениями
Бухгалтерский (бюджетный) учет средств предоставленнных грантов (для госсектора)
Пример. Учет операций со средствами грантов в бюджетном (автономном) учреждении
Налогообложение при получении гранта в организациях госсектора
Договоры и иные сделки в организациях госсектора
Формы документов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.,
Верхова Н.А., Евсюкова В.А., Казакова Е.С., Якунин Д.А.