Административные правонарушения в бюджетной сфере. Ответственность за их совершение
В статьях 15.14 - 15.15.16 КоАП РФ перечислены административные правонарушения в области бюджетных правоотношений, а также определена ответственность за совершение этих правонарушений.
Кроме того, законами субъектов РФ может устанавливаться административная ответственность за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, нормативных правовых актов органов местного самоуправления в бюджетной сфере (п. 1 ч. 1 ст. 1.3.1 КоАП РФ). Иными словами, законами субъектов РФ в дополнение к административным правонарушениям, предусмотренным статьями 15.14 - 15.15.16 КоАП РФ, могут устанавливаться иные административные правонарушения в бюджетной сфере и ответственность за их совершение.
Субъектами административной ответственности могут быть:
- юридические лица (ст. 15.14, части 2 и 4 ст. 15.15, части 2 и 4 ст. 15.15.1, ч. 3 ст. 15.15.2, ч. 2 ст. 15.15.4, ч. 2 ст. 15.15.5, ст. 15.15.16 КоАП РФ);
- должностные лица соответствующих организаций;
- граждане, индивидуальные предприниматели (ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ).
Субъектами многих правонарушений в области бюджетных правоотношений могут являться организации всех форм собственности, а также должностные лица этих организаций.
Так, например, субъектами правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 "Нецелевое использование бюджетных средств" КоАП РФ, могут быть не только организации - получатели бюджетных средств (их должностные лица), но иные организации (их должностные лица), в том числе бюджетные и автономные учреждения. А к ответственности за непредставление бюджетной отчетности (ст. 15.15.6 КоАП РФ) могут быть привлечены должностные лица любых организаций, обязанных представлять бюджетную отчетность. Напомним, что в ряде случаев бюджетную отчетность формируют и бюджетные (автономные) учреждения, например, при осуществлении полномочий по исполнению в денежной форме публичных обязательств перед физическими лицами (смотрите, в частности, п. 1 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н; п. 12 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.08.2010 N 590).
В ряде статей КоАП РФ возможность привлечения должностных лиц организации госсектора к административной ответственности прямо увязана с типом учреждения или объемом полномочий, которыми наделена организация госсектора. Так, например, в нормах прямо упоминаются:
- казенные учреждения (ст. 15.15.7 КоАП РФ);
- главные распорядители бюджетных средств (ч. 1 ст. 15.15.4, ч. 1 ст. 15.15.5, ст. 15.15.14 КоАП РФ);
- финансовые органы, главные распорядители (распорядители) бюджетных средств, получатели бюджетных средств (ст. 15.15.3 КоАП РФ).
За совершение административных правонарушений в области бюджетных правоотношений предусматривается административная ответственность в виде штрафов. Кроме того, отдельные нормы КоАП РФ предусматривают возможность дисквалификации должностных лиц вместо наложения на них административных штрафов (ст. 15.14, части 1 и 2 ст. 15.15.2, ст. 15.15.3, ч. 1 ст. 15.15.4, ч. 1 ст. 15.15.5, ст. 15.15.12, ст. 15.15.13 КоАП РФ).
Протоколы об административных правонарушениях в области бюджетных правоотношений по общему правилу составляют уполномоченные должностные лица:
1) органов внешнего государственного финансового контроля:
- Счетной палаты РФ (п. 3 ч. 5 ст. 28.3 КоАП РФ);
- Контрольно-счетных органов субъектов РФ (п. 3 ч. 5 ст. 28.3 КоАП РФ);
2) органов внутреннего государственного финансового контроля в пределах бюджетных полномочий этих органов:
- Федерального казначейства*(1) (ч. 1 ст. 28.3, ч. 1 ст. 23.7 КоАП РФ);
- Органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере (ч. 1 ст. 28.3, ч. 1 ст. 23.7.1 КоАП РФ).
Кроме того, дело вправе возбудить прокурор - при осуществлении надзора за исполнением Конституции РФ и законов (ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ)
В случаях, предусмотренных законами субъектов РФ, должностные лица органов местного самоуправления вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ или законами субъектов РФ, при осуществлении органами местного самоуправления полномочий по контролю (надзору), делегированных РФ или субъектами РФ, а также при осуществлении муниципального контроля (ч. 3 ст. 1.3.1 КоАП РФ). При осуществлении муниципального финансового контроля должностные лица органов местного самоуправления, перечень которых устанавливается законами субъектов РФ вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных, в частности, ст.ст. 15.14 - 15.15.16 КоАП РФ (ч. 7 ст. 28.3 КоАП РФ). Как правило, полномочиями по составлению протоколов наделяются органы внешнего и внутреннего муниципального финансового контроля.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ должностные лица органов внутренних дел (полиции) вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.14 "Нецелевое использование бюджетных средств" КоАП РФ.
Рассматривают дела об административных правонарушениях следующие органы.
1. Федеральное казначейство (ч. 1 ст. 23.7 КоАП РФ; п. 1, п.п. 5.15.1, 5.15.6 Положения о Федеральном казначействе)*(1)).
Конкретные должностные лица перечислены в ч. 2 ст. 23.7 КоАП РФ.
2. Органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере (ч. 1 ст. 23.7.1 КоАП РФ). Конкретные должностные лица перечислены в ч. 2 ст. 23.7.1 КоАП РФ.
3. Судьи (ч. 1.1 ст. 23.1 КоАП РФ)*(2). Если дело возбуждено:
- инспектором Счетной палаты РФ
- должностным лицом контрольно-счетного органа субъекта РФ;
- должностным лицом органа муниципального финансового контроля.
Отдельные категории дел об административных правонарушениях в области бюджетных правоотношений могут рассматриваться районными судами, а в отношении правонарушений, совершенных военнослужащими - гарнизонными военными судами (ч.ч. 2 и 3 ст. 23.1 КоАП РФ). Речь идет об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.14, ч.ч. 1 и 2 ст. 15.15.2, ст. 15.15.3, ч. 1 ст. 15.15.4, ч. 1 ст. 15.15.5, ст. ст. 15.15.12, 15.15.13 КоАП РФ.
Субъект административного правонарушения вправе обжаловать постановление по делу об административном правонарушении (ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ). Порядок подачи жалобы на постановление по делу об административном правонарушении установлен положениями ст. 30.2 КоАП РФ.
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления (ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ).
Жалоба на постановления по делу об административном правонарушении подлежит рассмотрению:
- в десятидневный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела в орган, должностному лицу, правомочным рассматривать жалобу, при обжаловании постановления по делу об административном правонарушении в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) (ч. 1 ст. 30.5 КоАП РФ);
- в двухмесячный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела в суд, правомочный рассматривать жалобу при обжаловании постановления по делу об административном правонарушении в суде.
Решение суда по жалобе на вынесенное должностным лицом постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано не только субъектом административной ответственности, но и должностным лицом, вынесшим такое постановление (ч. 5 ст. 30.9 КоАП РФ).
Обжаловать вступившие в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, а также решения по результатам рассмотрения жалобы на указанные постановления вправе как субъект административной ответственности, так и должностное лицо, вынесшее такое постановление (ст. 30.12 КоАП РФ).
При обжаловании решений по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении должностному лицу, вынесшему указанное постановление, следует учитывать, что исходя из положений ст. 4.5 и п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности, в том числе и о виновности лица, в отношении которого производство по делу прекращено, обсуждаться не может (см., например, решение Алтайского краевого суда от 02.02.2016 по делу N 21-4/2016, постановление Волгоградского областного суда от 07.04.2016 по делу N 4А-305/2016).
______________________________
*(1) Положение о Федеральном казначействе, утв. постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 N 703. До 02 февраля 2016 года надзор осуществляла упраздненная ныне Служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор).
*(2) КоАП РФ не наделяет контрольно-счетные органы и органы муниципального финансового контроля полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях (см. также письмо Минфина России от 28.01.2014 N 02-10-09/3023). Полномочия по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 15.1, 15.14-15.15.16 КоАП РФ, в отношении местных бюджетов, выявленных органами внешнего муниципального финансового контроля, органам внутреннего государственного финансового контроля не предоставлены (письмо Минфина России от 30.12.2013 N 02-10-010/58354). До вступления в силу ч. 1.1 ст. 23.1 КоАП РФ протоколы, составляемые Счетной палатой РФ и контрольно-счетными органами субъектов РФ могли рассматривать соответствующие органы внутреннего государственного финансового контроля. А протоколы об административных нарушениях в бюджетной сфере, которые составлялись органами муниципального финансового контроля, рассматривались в порядке, определенном законами субъектов РФ. Так, например, их могли рассматривать органы муниципального финансового контроля или мировые судьи (см., в частности, п. 2 ст. 5.3.1 Кодекса Тюменской области об административной ответственности от 27.12.2007 N 55 в редакции до 06.01.2016).
Тема
См. также
Административные правонарушения в бюджетной сфере, предусмотренные КоАП РФ
Нецелевое использование бюджетных средств и имущества получателями бюджетных средств
Нецелевое использование средств субсидий в бюджетных и автономных учреждениях
Нецелевое использование средств по обязательному медицинскому страхованию в госучреждениях
Нарушение порядка принятия бюджетных обязательств (ст. 15.15.10 КоАП РФ)
Нарушение порядка формирования государственного (муниципального) задания (ст. 15.15.15 КоАП РФ)
Нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов (ст. 15.15.3 КоАП РФ)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.,
Верхова Н.А., Евсюкова В.А., Казакова Е.С., Якунин Д.А.