Расходы бюджетного (автономного) учреждения на оплату труда при налогообложении прибыли
В соответствии со ст. 255 НК РФ к расходам на оплату труда относятся любые начисления в денежной или натуральной форме в пользу работников бюджетных и автономных учреждений, если выполняются следующие условия
1) начисления предусмотрены законодательством РФ, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами;
2) расходы соответствуют требованиям ст. 252 НК РФ.
В письме от 28.01.2013 N 03-03-06/4/8 специалисты Минфина России указывают, что расходы, связанные с доплатами и надбавками стимулирующего характера, могут быть учтены при налогообложении прибыли, если выплаты производятся:
- за счет средств от приносящей доход деятельности (по виду деятельности "2");
- на основании трудового договора, локального нормативного акта (положения о порядке оплаты труда);
- соответствуют требованиям ст. 252 НК РФ.
Перечень выплат стимулирующего характера устанавливается на уровне каждого публично-правового образования. Согласно Приложению N 1 к приказу Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 N 818 федеральные казенные, бюджетные и автономные учреждения осуществляют следующие выплаты стимулирующего характера:
1) выплаты за интенсивность и высокие результаты работы;
2) выплаты за качество выполняемых работ;
3) выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет;
4) премиальные выплаты по итогам работы.
Согласно письму ФНС России от 14.06.2013 N ЕД-4-3/10699@, если это предусмотрено коллективным договором, при условии включения данных о размерах и условиях выплат в трудовые договоры, при налогообложении прибыли в бюджетном (автономном) учреждении могут быть учтены расходы:
- на бесплатное или льготное питание работников;
- на оплату проезда к месту работы и обратно.
По мнению специалистов финансового ведомства, выплаты стимулирующего характера могут быть учтены при налогообложении прибыли при выполнении перечисленных выше условий вне зависимости от того, задействованы ли работники в предпринимательской деятельности или нет (см. письмо Минфина России от 28.01.2013 N 03-03-06/4/8). Однако такое решение сопряжено с налоговыми рисками. В письме Минфина России от 25.06.2015 N 03-03-10/36660 указано, что расходы бюджетных и автономных учреждений, произведенные за счет приносящей доход деятельности, которые не могут быть непосредственно отнесены к конкретному виду деятельности, распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика в соответствии с п. 1 ст. 272 НК РФ (см. также письмо Минфина России от 22.06.2016 N 03-03-06/3/36253).
Если несмотря на существующие риски в учреждении будет принято решения руководствоваться более ранними письмами Минфина России и ФНС России, касающихся признания расходов на оплату труда, то в общем виде порядок признания этих расходов выглядит следующим образом:
N п/п | Категория работников | Возможность учета при налогообложении прибыли |
1. | Заняты исключительно в приносящей доход деятельности. Получают заработную плату исключительно за счет средств от приносящей доход деятельности | Расходы на оплату труда учитываются в полном объеме прямым счетом на основании данных налогового учета |
2. | Заняты одновременно в: - приносящей доход деятельности; - деятельности по выполнению задания Получают заработную плату за счет средств: - бюджетных субсидий; - от приносящей доход деятельности | Учитываются только расходы на выплаты стимулирующего характера, осуществленные за счет средств от приносящей доход деятельности. Учитывая отсутствие соответствующих разъяснений Минфина России, учет иных расходов по оплате труда, осуществляемых по виду деятельности "2", как соответствующих требованиям ст. 252 НК РФ, может стать предметом разногласий с налоговыми органами |
3. | Заняты исключительно в деятельности по выполнению задания. Получают заработную плату за счет средств: - бюджетных субсидий; - от приносящей доход деятельности |
Темы
Учет расходов бюджетного (автономного) учреждения в целях налогообложения прибыли
Учет расходов в целях налогообложения прибыли в организациях госсектора
См. также
Документальное оформление расходов на оплату труда в целях налогообложения
Амортизация имущества в целях налогообложения прибыли (для госсектора)
Резерв предстоящих расходов бюджетного учреждения в целях налогообложения прибыли
Учет доходов бюджетного (автономного) учреждения в целях налогообложения прибыли
Расходы на оплату труда при налогообложении прибыли
Практические ситуации
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Госсектор: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб организаций бюджетной сферы
Материал приводится по состоянию на февраль 2020 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в Энциклопедии решений и других аналитических материалах:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Указания N 65н - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 85н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 06.06.2019 N 85н
Порядок N 132н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 08.06.2018 N 132н
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
А. Семенюк, заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России), государственный советник РФ 3 класса
В. Пименов, руководитель объединенной редакции "Бюджетная сфера" и Департамента бюджетной методологии компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова
Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор
А. Кулаков, начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Е. Янчарин, зам. начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России с 2016 по 2018 год
Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Cотрудники объединенной редакции "Бюджетная сфера" компании "Гарант":
А. Шершнева, заместитель руководителя редакции, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
В. Сульдяйкина, редактор-эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"
А. Киреева, редактор-эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"
И. Сапетина, редактор-эксперт
Н. Андреева, редактор-эксперт, профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
О. Левина, редактор-эксперт, советник государственной гражданской службы 1 класса
О. Монако, редактор-эксперт по вопросам налогообложения, аудитор
А. Кузьмина, редактор-эксперт по юридическим вопросам, кандидат юридических наук
Сотрудники Департамента бюджетной методологии службы Правового консалтинга ГАРАНТ:
А. Суховерхова, заместитель руководителя департамента, член Союза развития государственных финансов
Т. Разрезова, эксперт, государственный советник 1 класса
Ю. Волгина, эксперт
Г. Гурашвили, эксперт
О. Емельянова, эксперт
Т. Дурнова, эксперт
Т. Толмачева, эксперт
Р. Гурашвили, эксперт
Д. Букина, эксперт
К. Панина, эксперт