Амортизация имущества в целях налогообложения прибыли (для госсектора)
Материал могут применять казенные, бюджетные и автономные учреждения, органы государственной власти (местного самоуправления) и другие организации госсектора
Нормы главы 25 НК РФ в настоящее время не предусматривают особого порядка признания расходов для организаций госсектора. Однако в отношении некоторых видов расходов, в том числе и для амортизации имущества, предусмотрены специальные правила.
При определении налоговой базы не учитываются расходы по приобретению и (или) созданию амортизируемого имущества, а также расходы, осуществленные в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения объектов основных средств, за исключением расходов, указанных:
- в п. 9 ст. 258 НК РФ ("амортизационной премии") (см. п. 5 ст. 270 НК РФ);
- в пп. 6 п. 2 ст. 256 НК РФ, п. 7 ст. 259 НК РФ.
Стоимость амортизируемого имущества погашается путем начисления амортизации и включается в состав расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 3 п. 2 ст. 253 НК РФ), при условии, что эти расходы отвечают общим требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ.
Пунктом 1 ст. 256 НК РФ установлено, что амортизируемым имуществом в целях главы 25 НК РФ признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено главой 25 НК РФ), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 100 000 руб.
До 2016 года для целей налогового учета амортизируемым признавалось имущество с первоначальной стоимостью более 40 000 рублей.
Вместе с тем в п. 2 ст. 256 НК РФ перечислены виды амортизируемого имущества, не подлежащие амортизации. К такому имуществу относится, в частности, имущество бюджетных организаций, за исключением имущества, приобретенного в связи с осуществлением предпринимательской деятельности и используемого для осуществления такой деятельности (пп. 1 п. 2 ст. 256 НК РФ).
Налоговое и гражданское законодательство не содержат определения понятия "бюджетная организация" для целей главы 25 НК РФ. Из анализа имеющихся разъяснений Минфина России в отношении этого положения НК РФ можно сделать вывод, что все эти разъяснения безусловно адресованы бюджетным учреждениям (см., например, письма Минфина России от 30.08.2012 N 03-03-06/1/442, от 25.05.2011 N 03-03-06/4/52).
Анализ положений пп. 1 п. 2 ст. 256 НК РФ во взаимосвязи с нормами пп. 14 п. 1, п. 2 ст. 251 НК РФ позволяет также сделать вывод: требования пп. 1 п. 2 ст. 256 НК РФ распространяются и на казенные, и на автономные учреждения, так как очевидно, что стоимость имущества, приобретенного (полученного) в рамках целевого финансирования или целевых поступлений, не может учитываться в расходах (в том числе через механизм амортизации), так как не признаются в доходах средства целевого финансирования или целевые поступления (см. также письмо Минфина России от 12.11.2015 N 03-03-06/4/65313).
Пункт 2 ст. 256 НК РФ содержит и другие нормы, согласно которым не подлежит амортизации имущество некоммерческих организаций:
- полученное в качестве целевых поступлений и используемое для осуществления некоммерческой деятельности (пп. 2 п. 2 ст. 256 НК РФ);
- приобретенное за счет средств целевых поступлений и используемое для осуществления некоммерческой деятельности (пп. 2 п. 2 ст. 256 НК РФ);
- приобретенное (созданное) за счет средств целевого финансирования, в том числе средств бюджетных субсидий (подпункты. 3, 7 п. 2 ст. 256, пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ);
- полученное безвозмездно государственными и муниципальными образовательными учреждениями, имеющими лицензии на право ведения образовательной деятельности, на ведение уставной деятельности (пп. 7 п. 2 ст. 256, пп. 22 п. 1 ст. 251 НК РФ).
Напомним, что государственные и муниципальные учреждения всех типов (казенные, бюджетные и автономные) относятся к некоммерческим организациям (п. 1 ст. 123.21, п. 1 ст. 123.22 ГК РФ, ст. 9.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях").
В целях применения упоминаемых выше положений ст. 256 НК РФ необходимо использовать приведенные в ст. 251 НК РФ перечни доходов, относящихся к:
- целевому финансированию (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ);
- целевым поступлениям (п. 2 ст. 251 НК РФ).
Кроме того, не подлежат амортизации объекты внешнего благоустройства (объекты лесного хозяйства, объекты дорожного хозяйства, сооружение которых осуществлялось с привлечением источников бюджетного или иного аналогичного целевого финансирования, специализированные сооружения судоходной обстановки) и другие аналогичные объекты (пп. 4 п. 2 ст. 256 НК РФ, письмо Минфина России от 01.04.2016 N 03-03-06/1/18575).
В соответствии с п. 1 ст. 258 НК РФ амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования.
Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств или нематериальных активов служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика. Срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества с учетом Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 (далее - Классификация). Для тех видов основных средств, которые не указаны в амортизационных группах, срок полезного использования устанавливается в соответствии с техническими условиями или рекомендациями изготовителей (п. 6 ст. 258 НК РФ; письма Минфина России от 06.03.2017 N 03-03-06/1/12629, от 30.12.2016 N 03-03-06/1/79707).
При отнесении объектов основных средств к амортизационной группе по Классификации применяется Общероссийский классификатор основных фондов (ОКОФ).
До 1 января 2017 года применялся Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-94, утвержденный постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359.
С 1 января 2017 года применяется новый Классификатор основных фондов ОК 013-2014 (СНС 2008), принятый и введенный в действие приказом Росстандарта от 12.12.2014 N 2018-ст.
Приказом Росстандарта от 21.04.2016 N 458 утверждены прямой и обратный переходные ключи между редакциями ОК 013-94 и ОК 013-2014 (СНС 2008) Общероссийского классификатора основных фондов.
С 1 января 2017 года сроки амортизации в налоговом учете необходимо определять исходя из новой редакции Классификации основных средств. Изменения внесены постановлением Правительства РФ от 07.07.2016 N 640.
В новой Классификации изменились не только коды ОКОФ. Некоторые основные средства в старой классификации были в одной амортизационной группе, а теперь они включены в другую. Из-за этого изменился срок полезного использования активов. Пересчитывать норму амортизации не нужно, если по новой классификации основное средство оказалось в другой амортизационной группе, и у него изменился срок полезного использования. Для "старых" объектов сроки остаются прежними. А вот по объектам, которые введены в эксплуатацию с 1 января 2017 года, надо ориентироваться на новые сроки службы (письма Минфина России от 08.11.2016 N 03-03-РЗ/65124, от 06.10.2016 N 03-05-05-01/58129).
Темы
Учет расходов в целях налогообложения прибыли в организациях госсектора
Амортизация в целях налогообложения прибыли
См. также
Амортизация имущества бюджетного (автономного) учреждения в целях налогообложения прибыли
Учет расходов бюджетного (автономного) учреждения в целях налогообложения прибыли
Учет расходов казенного учреждения в целях налогообложения прибыли
Амортизация нефинансовых активов. Счет 104 00 (для госсектора)
Срок полезного использования основных средств (для госсектора)
Особенности налогообложения бюджетных и автономных учреждений культуры и искусства
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.,
Верхова Н.А., Евсюкова В.А., Казакова Е.С., Якунин Д.А.