Направление денежных средств автономного учреждения на исполнение обязательств, принятых в рамках иного вида деятельности
Привлечение средств от приносящей доход деятельности
Чаще всего автономным учреждениям приходится привлекать временно свободные средства, полученные в рамках приносящей доход деятельности.
Если собственные доходы (код "2") используются для погашения обязательств, принятых в рамках основной деятельности по выполнению государственного (муниципального) задания (код "4"), то никаких технических сложностей при реализации данного решения возникнуть не может в принципе. Дело в том, что по общему правилу средства по видам финансового обеспечения "2" и "4" учитываются на одном лицевом (банковском) счете.
Средства по виду деятельности "2" могут быть привлечены автономным учреждением и для оплаты обязательств по виду финансового обеспечения "5".
Согласно положениям ч. 3.7 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Закон N 174-ФЗ) после зачисления на отдельный лицевой счет автономного учреждения соответствующей целевой субсидии, средства могут быть направлены на возмещение кассовых расходов по виду деятельности "2", произведенных ранее:
- со счетов, открытых в кредитных организациях;
- с лицевых счетов.
Данная операция производится только после проверки документов, подтверждающих подлежащие возмещению кассовые расходы, в порядке, установленном в соответствии с ч. 3.10 ст. 2 Закона N 174-ФЗ (см. также п. 24.1 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 16.07.2010 N 72н).
Средства по виду деятельности "2" могут быть привлечены автономным учреждением и для оплаты обязательств по видам финансового обеспечения "1" или "6". Однако возместить эти расходы за счет средств по видам финансового обеспечения "1", "6" получается далеко не всегда - бюджетное законодательство прямо не предусматривает возможность предоставления автономным учреждениям таких средств в целях возмещения ранее произведенных расходов. Тем не менее специалисты Минфина России допускают возможность осуществления подобных операций, но лишь в исключительных случаях (смотрите, в частности, письмо Минфина России от 09.02.2012 N 02-03-09/428).
Таким образом, прежде чем осуществлять указанные выше расходы, желательно согласовать с казначейским органом возможность последующего перечисления денежных средств с отдельных лицевых счетов на "основной" лицевой счет учреждения. Такую операцию в целях восстановления произведенных кассовых выплат придется проводить через некоторое время, когда поступят соответствующие средства.
Средства субсидий на иные цели, предоставляемые автономным учреждениям, могут учитываться на счетах, открытых им в кредитных организациях, но только после проверки документов, подтверждающих произведенные кассовые расходы (части 3, 3.7 ст. 2 Закона N 174-ФЗ). При этом порядок проверки документов должен быть установлен финансовым органом в соответствии с ч. 3.10 ст. 2 Закона N 174-ФЗ.
По мнению специалистов финансового ведомства, данное требование означает, что средства целевых субсидий могут перечисляться на банковские счета автономных учреждений исключительно в рамках возмещения расходов, ранее произведенных такими учреждениями за счет собственных средств (смотрите письмо Минфина России от 29.01.2013 N 02-13-06/295, Раздел 7 Рекомендаций Минфина России от 22.10.2013).
Таким образом, средства целевых субсидий, поступающие на банковские счета автономных учреждений, не просто могут, но и должны быть направлены на восстановление ранее произведенных расходов. Как правило, речь идет о восстановлении расходов по виду деятельности "2".
Привлечение средств бюджетной субсидии
Можно ли привлекать временно свободные бюджетные средства или средства бюджетных субсидий на погашение обязательств, принятых в рамках приносящей доход деятельности?
Если речь идет о средствах субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, то ответ однозначный: да, можно. Однако есть и определенные ограничения:
1) подобное решение руководителя не должно привести к снижению качества и (или) объема оказываемых учреждением государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ);
2) впоследствии кассовые выплаты должны быть восстановлены.
Средства по виду деятельности "4" могут быть привлечены автономным учреждением и для оплаты обязательств по виду финансового обеспечения "5".
Согласно положениям ч. 3.7 ст. 2 Закона N 174-ФЗ после зачисления на отдельный лицевой счет автономного учреждения соответствующей целевой субсидии средства могут быть направлены на возмещение кассовых расходов по виду деятельности "4", произведенных ранее:
- со счетов, открытых в кредитных организациях;
- с лицевых счетов.
Данная операция производится только после проверки документов, подтверждающих подлежащие возмещению кассовые расходы, в порядке, установленном в соответствии с ч. 3.10 ст. 2 Закона N 174-ФЗ (см. также п. 24.1 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 16.07.2010 N 72н).
Совсем иначе проблема решается, если стоит вопрос о возможности отвлечения бюджетных средств, средств субсидий на иные цели или субсидий на осуществление капвложений. По общему правилу условия предоставления таких средств не предполагают возможности их временного отвлечения. Более того, закон прямо предусматривает обязанность казначейских органов по санкционированию расходов, осуществляемых за счет этих средств - операции отражаются только после проверки их соответствия кодам бюджетной классификации и целям предоставления денежных средств (смотрите части 3.10 и 3.12 ст. 2 Закона N 174-ФЗ).
Таким образом, возможность направления бюджетных средств (код "1") и средств бюджетных субсидий (коды "5", "6") на погашение обязательств, принятых в рамках приносящей доход деятельности (код "2"), действующими нормативными правовыми актами не предусмотрена. Более того, эти средства нельзя направлять и на погашение обязательств, учтенных по виду деятельности "4".
Тема
См. также
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Госсектор: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб организаций государственного сектора
Материал приводится по состоянию на декабрь 2017 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Авторский коллектив:
С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор
Е. Янчарин, заместитель начальника Управления организации капитального строительства ДТ МВД России
В. Пименов, руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова
А. Семенюк, государственный советник РФ 3 класса
А. Шершнева, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
О. Левина, советник государственной гражданской службы 1 класса
О. Монако, аудитор
А. Кузьмина, кандидат юридических наук
Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях госсектора
А. Суховерхова, ведущий эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
В. Сульдяйкина, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"
и др.
Перечень сокращений:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Указания N 65н - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденная приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности