Использование денежных средств, полученных в кассу по приносящей доход деятельности, без внесения на лицевой счет (для госсектора)
Материал могут применять казенные, бюджетные и автономные учреждения, органы государственной власти (местного самоуправления) и другие организации госсектора.
Если иное не установлено федеральным законом, казенные и бюджетные учреждения должны, а также автономные учреждения могут осуществлять операции с поступающими им средствами через лицевые счета, открываемые в территориальном органе Федерального казначейства или финансовом органе субъекта РФ, муниципального образования (п. 4 ст. 161 БК РФ; п. 8 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"; ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях"). Вместе с тем, законодательством не запрещено получать оплату по приносящей доход деятельности учреждения наличными денежными средствами в кассу учреждения.
Казенные учреждения
Учитывая положения БК РФ, казенные учреждения (иные получатели бюджетных средств) не вправе использовать денежные средства, полученные по приносящей доход деятельности в кассу учреждения, минуя лицевой счет.
Дело в том, что доходы казенных учреждений, полученные в рамках приносящей доход деятельности, должны поступать в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (абзац второй п. 4 ст. 298 ГК РФ, п. 3 ст. 41, п. 3 ст. 161 БК РФ).
Бюджетные (автономные) учреждения
Доходы бюджетных (автономных) учреждений, в том числе по приносящей доход деятельности, не рассматриваются в качестве доходов бюджетов и являются источниками формирования их имущества (ст.ст. 123.21, 123.22, 296, 298 ГК РФ; ст.ст. 9.2, 26 Закона N 7-ФЗ; ст.ст. 2 - 4 Закона N 174-ФЗ).
Порядок ведения кассовых операций в бюджетном (автономном) учреждении устанавливается в соответствии с требованиями Указания Банка России от 11.03.2014 N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства" (далее - Указание N 3210-У) с учетом особенностей, установленных Инструкцией, утвержденной Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н). В качестве обеспечения порядка ведения кассовых операций предусматривает:
- полное оприходование в кассу наличных денег;
- внесение в кассовую книгу (ф. 0310004) всех записей, которые должны быть сделаны на основании приходных кассовых ордеров (ф. 0310001) и расходных кассовых ордеров (ф. 0310002);
- недопущение накопления в кассе наличных денег сверх установленного лимита остатка наличных денег, за исключением случаев, установленных п. 2 Указания N 3210-У;
- хранение на банковских счетах в банках свободных денежных средств, за исключением случаев, установленных п. 2 Указания N 3210-У.
Правила обеспечения наличными деньгами организаций, лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) утверждены приказом Федерального казначейства от 30.06.2014 N 10н (далее - Приказ N 10н).
Согласно п.п. 31, 32 Приказа N 10н неиспользованные наличные деньги по видам средств вносятся на счет N 40116 для последующего зачисления на соответствующий лицевой счет.
В соответствии с п. 2 Указаний Банка России от 07.10.2013 N 3073-У "Об осуществлении наличных расчетов" (далее - Указания) наличные денежные средства из кассы, образовавшиеся за счет выручки, разрешено расходовать:
- на выплаты работникам, включенные в фонд заработной платы, и выплаты социального характера;
- на оплату товаров (кроме ценных бумаг), работ или услуг;
- на выдачу наличных денег работникам под отчет;
- на выплаты покупателям за оплаченные ранее наличными деньгами и возвращенные ими товары, невыполненные работы, неоказанные услуги.
Кроме того санкционирование расходов бюджетного (автономного) учреждения, которые осуществляются за счет доходов от приносящей доход деятельности, действующим законодательством не предусмотрено.
С учетом изложенного можно сделать вывод, что каких-либо особенностей или ограничений для бюджетных (автономных) учреждений в отношении расходования из кассы поступивших в рамках приносящей доход деятельности денежных средств без внесения их на лицевой счет не установлено. Следовательно, бюджетные (автономные) учреждения вправе расходовать денежные средства, полученные в кассу учреждения в рамках приносящей доход деятельности, с учетом ограничений, установленных Указаниями (см. также ответ 4, Ответы на вопросы, поступившие от финансовых органов по субъектам Российской Федерации к Всероссийскому совещанию в г. Геленджике (3-8 сентября 2012 г.)).
Сформулированный вывод не противоречит порядку формирования отчетности.
При составлении отчетности бюджетного учреждения, в соответствии с требованиями Приказа Минфина РФ от 25.03.2011 N 33н "Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений", в частности, в графе 7 раздела "Доходы" Отчета об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737) указываются данные по кассовым поступлениям доходов (с учетом их возвратов), исполненные через кассу учреждения. Такие сведения формируются на основании аналитических данных по видам доходов, поступивших в отчетном периоде в кассу учреждения и отраженных по забалансовому счету 17, открытому к счету счету 0 201 34 000 "Касса" (абзац 8 п. 42 Инструкции N 33н, п. 365 Инструкции N 157н).
Таким образом, использование средств, полученных от оказания платных услуг, без внесения на соответствующий лицевой счет в территориальном органе Федерального казначейства, не будет искажать информацию в бухгалтерском учете и отчетности. В частности, согласно положениям п. 4.5.6 письма Минфина России и Федерального казначейства от 29.12.2014 NN 02-02-07/68722, 42-7.4-05/2.1-823 при выверке показателей, отраженных в Отчетах (ф. 0503737), с показателями, отраженными в Отчетах о кассовом поступлении и выбытии средств бюджетных учреждений, автономных учреждений и иных организаций (ф. 0503155) территориальных органов Федерального казначейства, являются допустимыми отклонения на сумму операций исполнения расходов учреждения за счет доходов, поступивших в кассу.
Тема
Денежные средства в кассе. Счет 201 34 (для госсектора)
См. также
Определение в бюджетном (автономном) учреждении лимита остатка наличных денег в кассе
Определение в казенном учреждении лимита остатка наличных денег в кассе
Особенности правового положения казенных учреждений
Особенности правового положения бюджетных (автономных) учреждений
Формы документов
Пример заполнения приходного кассового ордера
Пример заполнения расходного кассового ордера
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.