Пример. Распределение расходов бюджетного (автономного) учреждения по содержанию имущества между видами деятельности
За бюджетным (автономным) учреждением на праве оперативного управления закреплены несколько объектов недвижимости. Помимо деятельности по выполнению госзадания эти объекты используются учреждением для оказания платных услуг - проведения платных мероприятий.
Порядком определения нормативных затрат, утвержденным учредителем, вопросы распределения затрат на содержание объектов, использующихся в двух видах деятельности, не урегулированы. В соответствии с учетной политикой распределение расходов на содержание имущества в целях формирования Плана ФХД и оплаты обязательств осуществляется исходя из плановых показателей:
- доли площадей, используемых для оказания платных услуг, в общей площади объектов недвижимости (в данном примере - 10%);
- доли часов, приходящихся на платные мероприятия, в общем количестве часов использования соответствующих площадей (в данном примере - 40%).
Общая плановая сумма коммунальных расходов на год составляет 210 000 рублей
Субсидия на выполнение госзадания предоставляется учреждению в соответствии с графиком.
В первом квартале подлежит перечислению 25% годового размера субсидии в сумме 2 500 000 рублей. Доходы от оказания платных услуг в первом квартале составили 70 000 рублей (без учета НДС).
Учетной политикой учреждения для целей налогообложения предусмотрено, что НДС по распределяемым между видами деятельности расходам принимается к вычету в части суммы, перечисленной по виду деятельности "2". При этом к вычету не может быть принята сумма, превышающая сумму НДС, приходящуюся на облагаемые НДС операции. Пропорция определяется с учетом общего объема операций по реализации товаров (работ, услуг), включая необлагаемые и не являющиеся объектом налогообложения операции (в том числе операции по оказанию госуслуг).
В целях налогообложения прибыли расходы, оплачиваемые по виду деятельности "2", которые не могут быть отнесены к конкретному виду деятельности, распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов.
I. Произведено распределение расходов на оплату коммунальных услуг в целях утверждения Плана ФХД и осуществления расходов:
1) подстатья 223 "Коммунальные услуги" КОСГУ вид деятельности "2" - 8 400 руб. (210 000 х 10% х 40%);
2) подстатья 223 "Коммунальные услуги" КОСГУ вид деятельности "4" - 201 600 руб. (210 000 - 8 400).
Превышение планируемых расходов по виду деятельности "4" над нормативными затратами планируется за счет экономии средств субсидии по другим видам нормативных затрат в течение года.
II. Поставщиками коммунальных услуг в первом квартале были выставлены счета на оплату коммунальных услуг на общую сумму 50 000 руб. (в т.ч. НДС - 7 627, 12 руб.). Данные расходы были оплачены согласно Плану ФХД следующим образом:
1) подстатья 223 "Коммунальные услуги" КОСГУ вид деятельности "2" - 2 000 руб. (50 000 х 10% х 40%);
2) подстатья 223 "Коммунальные услуги" КОСГУ вид деятельности "4" - 48 000 руб. (50 000 - 2 000).
В бухгалтерском учете производятся следующие записи*(1):
Дебет | Кредит | Сумма, руб. | Содержание операции |
2 109 60 223 | 2 302 23 730 (2 302 23 000) | 1 694, 91 (2 000 х 100 / 118) | Стоимость оказанных коммунальных услуг, относящаяся к приносящей доход деятельности, учтена при формировании себестоимости платных услуг (без НДС) |
2 210 12 560 (2 210 12 000) | 2 302 23 730 (2 302 23 000) | 305, 09 (2 000 х 18 / 118) | Учтен "входной" НДС, предъявленный поставщиками коммунальных услуг |
4 401 20 223 | 4 302 23 730 (4 302 23 000) | 48 000, 00 | Стоимость оказанных коммунальных услуг по "бюджетной" деятельности учтена отнесена на расходы текущего года (включая НДС - 7 322, 03) |
2 302 23 830 (2 302 23 000) | 2 201 11 610 (2 201 11 000) | 2 000, 00 | Оплачены услуги |
Увеличение (223 КОСГУ) | |||
4 302 23 830 (4 302 23 000) | 4 201 11 610 (4 201 11 000) | 48 000, 00 | Оплачены услуги |
Увеличение (223 КОСГУ) |
III. Определяем сумму НДС, подлежащую вычету, и сумму НДС, относимую на расходы учреждения.
В первом квартале доля оказанных платных услуг, признаваемых объектом обложения НДС, в общем объеме операций учреждения составила: 0, 03 (70 000 руб. / (70 000 + 2 500 000)). Соответственно, максимальная сумма НДС, которая может быть принята к вычету в первом квартале исходя из фактических показателей деятельности, составит 228, 81 руб. (7 627, 12 х 0, 03), а не 305, 09 руб.
По итогам налогового периода (первого квартала) в бухгалтерском учете делаются записи по распределению "входного" НДС:
Дебет | Кредит | Сумма, руб. | Содержание операции |
2 303 04 830 (2 303 04 000) | 2 210 12 660 (2 210 12 000) | 228, 81 | Часть "входного" НДС принята к вычету |
2 109 60 223 | 2 210 12 660 (2 210 12 000) | 76, 28 (305, 09 - 228, 81) | Сумма НДС по коммунальным расходам, относящаяся к операциям, не являющимся объектом обложения НДС, учтена при формировании себестоимости платных услуг |
Если в учреждении принято принципиальное решение принимать к вычету сумму НДС по операциям, относящимся одновременно к двум указанным выше видам операций, то порядок распределения сумм "входного" НДС необходимо установить в учетной политике для целей налогообложения. Разработанный порядок раздельного учета не должен противоречить общим принципам, установленным в п. 4.1 ст. 170 НК РФ.
Минимизировать налоговые риски позволит решение, согласно которому к вычету будет приниматься сумма НДС, перечисленная по виду деятельности "2". Эта сумма не должна превышать сумму НДС, приходящуюся на облагаемые НДС операции, определенную исходя из фактических показателей деятельности учреждения за соответствующий налоговый период.
IV. Определяем сумму коммунальных расходов, которые могут быть признаны в целях налогообложения прибыли.
В первом квартале по виду деятельности "2" были оплачены коммунальные расходы на сумму 1 694, 91 руб. (без НДС), а по виду деятельности "4" - на сумму 40 677, 97 (без НДС).
Доля платной деятельности в общем объеме доходов учреждения составляет 0,03 (70 000 руб. / (70 000 + 2 500 000)).
Расходы, которые могут признаны при налогообложении прибыли, составят 1 500 руб. (0,03 х 50 000), а не 1 694, 91 руб.
Материальные и прочие расходы, осуществляемые бюджетными и автономными учреждениями, достаточно часто не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности - они могут быть равным образом связаны с деятельностью по выполнению государственного (муниципального) задания и с приносящей доход деятельностью.
Расходы, которые не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности, распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов (п. 1 ст. 272 НК РФ, письма Минфина России от 08.12.2016 N 03-03-06/3/73328, от 03.11.2016 N 03-03-06/3/64622).
______________________________
*(1) Здесь и далее счета, применяемые автономным учреждением, указаны в скобках. В разрядах 24-26 номера счета бухгалтерского учета автономные учреждения отражают аналитический код поступлений, выбытий объектов учета в структуре, обеспечивающей раскрытие информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности, утвержденной в рамках формирования учетной политики. Если в скобках счет не указан, соответствующий счет может применяться как бюджетными, так и автономными учреждениями.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Госсектор: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб организаций государственного сектора
Материал приводится по состоянию на август 2017 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Авторский коллектив:
С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор
Е. Янчарин, заместитель начальника Управления организации капитального строительства ДТ МВД России
В. Пименов, руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова
А. Семенюк, государственный советник РФ 3 класса
А. Шершнева, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
О. Левина, советник государственной гражданской службы 1 класса
О. Монако, аудитор
А. Кузьмина, кандидат юридических наук
Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях госсектора
А. Суховерхова, ведущий эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
В. Сульдяйкина, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"
и др.
Перечень сокращений:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Указания N 65н - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденная приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности