Внесение изменений в План ФХД бюджетного (автономного) учреждения
Средства на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания согласно абзацу первому п. 1 ст. 78.1 БК РФ предоставляются бюджетным (автономным) учреждениям для достижения определенной цели - выполнения задания, а направления расходования этих средств и средств от приносящей доходы деятельности учреждения определяют самостоятельно путем утверждения (изменения) показателей Плана ФХД учреждения.
Определение объемов доходов и направлений расходов в Плане ФХД учреждения осуществляется еще на этапе планирования бюджета. В течение финансового года данные показатели могут изменяться, поэтому у учреждения может возникнуть необходимость в изменении первоначально утвержденных плановых значений. Так, могут быть скорректированы:
- суммы поступлений, в т.ч. в связи с поступлением страхового возмещения (по договорам ОСАГО, КАСКО), компенсаций каких-либо расходов учреждения или возмещением ущерба сотрудниками и иными лицами;
- суммы выплат, в т.ч. в связи с перераспределением образовавшейся экономии между видами выплат.
Возможность внесения изменений в План ФХД предусмотрена Требованиями к составлению и утверждению плана ФХД государственного (муниципального) учреждения, утвержденного приказом Минфина России от 28.07.2010 N 81н (далее - Требования).
Необходимость внесения изменений в План ФХД, как правило, возникает:
- при принятии закона (решения) о бюджете с целью уточнения показателей Плана ФХД с учетом утвержденного государственного (муниципального) задания и размера субсидии на его выполнение;
- при изменении подведомственности учреждения.
- при корректировке плановых показателей, не связанных с принятием закона (решения) о бюджете*(1).
Если в результате операций по получению доходов и (или) осуществлению расходов могут быть превышены плановые показатели, то еще до осуществления этих операций желательно внести соответствующие изменения в План ФХД. В противном случае не исключено, что действия должностных лиц учреждения будут квалифицированы контролирующими органами в качестве нарушения требований действующего законодательства.
Например, превышение фактических доходов по приносящей доход деятельности над плановыми может быть увязано с какими-либо недостатками, выявленными при проверке деятельности по выполнению государственного (муниципального) задания. В то же время являясь некоммерческой организацией учреждение может осуществлять приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано и соответствует указанным целям. Соответственно, осуществление приносящей доход деятельности в объемах, превышающих плановые, ставшее причиной невыполнения (некачественного выполнения) задания, может рассматриваться в качестве нарушения. Конечно, данное правило не может распространяться на доходы, не связанные с осуществлением уставных видов деятельности, получением безвозмездных поступлений, выполнением функций, в частности, с возмещением ущерба, компенсацией затрат, страховым возмещением (в т.ч. по ОСАГО), реализацией имущества и т.п.. Как правило, учреждение не может заранее запланировать подобные виды доходов, в связи с чем корректировка Плана ФХД производится по факту поступления денежных средств на лицевой счет учреждения.
Другой пример: превышения расходов, которые учреждение должно произвести, над соответствующими плановыми назначениями. Согласно письму Минфина России от 08.11.2012 N 02-11-08/4694 подобное расходование средств в ходе контрольных мероприятий может быть квалифицировано в качестве нарушения требований действующих нормативных правовых актов.
Если на конец финансового года фактические доходы и расходы не превышают плановые назначения, План ФХД корректировать не обязательно.
На сегодняшний день не установлена административная ответственность за осуществление кассовых расходов (получение доходов), которые по определенным направлениям превышают показатели утвержденного Плана ФХД или же за осуществление расходов (получение доходов) без утвержденного Плана ФХД. В то же время обязанность по своевременной корректировке Плана ФХД и (или) по осуществлению расходов только в пределах плановых назначений может быть предусмотрена соглашением о предоставлении субсидии. В этом случае при превышении плановых назначений речь может идти о нарушении условий предоставления субсидии и привлечении должностных лиц к ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ.
Корректировка может потребоваться не только в части плановых назначений по доходам и расходам. Основанием для внесения изменений в План ФХД может служить необходимость корректировки показателей прочих поступлений в части сумм дебиторской задолженности прошлых лет по расходам. Детальный порядок отражения в табличной части Плана ФХД сумм возвратов дебиторской задолженности прошлых лет положениями Требований прямо не установлен. Вместе с тем, планируемые к поступлению (либо уже поступившие) суммы возврата дебиторской задолженности прошлых лет могут быть отражены в строке 320 Таблицы 2. В свою очередь планируемые суммы в части остатков субсидий прошлых лет, подлежащих возврату в доход бюджета могут быть отражены по строке 420 Таблицы 2.
В случае если учредителем принято решение об отражении операций со средствами, поступающими во временное распоряжение учреждения (подразделения), в разрезе плановых показателей, а План ФХД был утвержден до завершения отчетного финансового года, в целях отражения фактических остатков по состоянию на начало года указанных средств уточнения требуют показатели Таблицы 3.
История вопроса
До 1 января 2016 года поступления на лицевой счет учреждения сумм в счет погашения дебиторской задолженности в рамках видов деятельности "5" и "6" в учетных регистрах и плановых документах отражались в качестве восстановления кассового расхода по тем кодам КОСГУ, по которым ранее были произведены кассовые выплаты. Если речь шла о погашении контрагентами задолженности прошлых лет, подлежащей перечислению в доход бюджета, такое перечисление отражалось в Плане ФХД учреждения в разделе "Плановые показатели по поступлениям" отдельной строкой со знаком "минус" (см. абзац второй п. 2 письма Минфина России от 24.01.2013 N 02-06-10/225).
Возврат дебиторской задолженности прошлых лет по видам деятельности "2" и "4" в приложениях (расшифровках) к Плану ФХД мог быть отражен отдельной строкой как восстановление расходов по соответствующему коду КОСГУ со знаком "минус" с одновременным отражением этой же суммы со знаком "плюс" в качестве увеличения расходов по тому коду КОСГУ, по которому планировалось осуществлять расходы.
Все изменения в План вносятся согласно п. 19 Требований по решению руководителя учреждения (подразделения) путем составления нового Плана ФХД, показатели которого не должны вступать в противоречие:
- с показателями кассовых операций по выплатам, проведенным до внесения изменения в План ФХД;
- с показателями планов закупок.
С 1 января 2017 года при осуществлении контроля, предусмотренного ч. 5 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, казначейские органы будут проверять информацию об объеме финобеспечения, включенную в планы закупок, на непревышение показателям Планов ФХД по выплатам на закупки (пп. "а" п. 13 Правил, утв. постановлением Правительства РФ от 12.12.2015 N 1367, далее - Правила N 1367). В случае отрицательного результата планы закупок не будут размещаться в ЕИС до устранения несоответствия и прохождения повторного контроля (п. 15 Правил N 1367).
Законодательство не содержит ограничений по количеству и периодичности изменений в План ФХД. Иными словами, учреждение может корректировать показатели Плана ФХД в течение финансового года столько раз, сколько это потребуется (если иное не предусмотрено Порядком, установленным органом исполнительной власти (орган местного самоуправления), осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении учреждения, который вправе устанавливать особенности внесения изменений в план ФХД).
Новый План ФХД утверждается в порядке, установленном разделом III Требований, и размещается в сети Интернет на официальном сайте http://www.bus.gov.ru.
______________________________
*(1) См. например:
- письмо Министерства образования и науки РФ от 11.09.2012 N 04-271;
- приказ Агентства Республики Коми по социальному развитию от 03.10.2011 N 2893;
- п. 8.6 "Порядка...", утв. приказом Минфина Чувашской Республики от 19.12.2012 N 144/п.
Тема
План финансово-хозяйственной деятельности бюджетного (автономного) учреждения
См. также
Требования к составлению Плана ФХД бюджетного (автономного) учреждения
Утверждение Плана ФХД бюджетного (автономного) учреждения
Практические ситуации
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Госсектор: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб организаций государственного сектора
Материал приводится по состоянию на июнь 2018 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Авторский коллектив:
С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор
Е. Янчарин, заместитель начальника Управления организации капитального строительства ДТ МВД России
В. Пименов, руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова
А. Семенюк, государственный советник РФ 3 класса
А. Шершнева, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
О. Левина, советник государственной гражданской службы 1 класса
О. Монако, аудитор
А. Кузьмина, кандидат юридических наук
Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях госсектора
А. Суховерхова, ведущий эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
В. Сульдяйкина, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"
и др.
Перечень сокращений:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Указания N 65н - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденная приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности